14.03.2006 12:56

Козулин: стабильность у нас только по телевизору

Александр Козулин, бывший ректор Белорусского государственного университета и кандидат в президенты Белоруссии, поделился с корреспондентом Русской службы Би-би-си Кириллом Сухоцким своими мыслями о предстоящих президентских выборах в Белоруссии.

Би-би-си: Александр Милинкевич был выдвинут Конгрессом демократических сил как единый кандидат от оппозиции. Всех интересует, будете ли вы снимать свою кандидатуру в его пользу?

А. К.: Я несколько дней назад сделал официальное предложение команде Милинкевича: хватит заниматься виртуальной политикой, давайте объединяться. Было высказано три предложения. Первое - за несколько дней до выборов вместе с Милинкевичем сняться в силу того, что очевидно, что выборы неконституционны, нелегитимны и незаконны.

Би-би-си: Но фактически это бойкот выборов, который оппозиция еще на прошлых выборах в 2001 году посчитала неэффективным.

А. К.: Это не бойкот. Мы стали участвовать в этих выборах. Но когда власти панически боятся кандидатов Козулина и Милинкевича, панически боятся правды и демонстрируют только силовой сценарий развития событий, о каких равных правах тогда можно говорить - если кандидата в президенты бьют ногами и если все средства массовой информации у нас работают только на одного кандидата в президенты?
Би-би-си: Какие еще были предложения?

А. К.: О том, чтобы объединиться и кто-то из нас стал единым кандидатом. Но критерии непонятны.
Би-би-си: Белорусские власти говорят, что у оппозиции нет внятной программы, она не предложила народу четких проектов - то есть это скорее кампания против Лукашенко, нежели за кого-то.

А. К.: Ничего подобного. Все дело в том, что когда нам дают 10 тысяч знаков, чтобы мы изложили свою программу, и всего час телевизионного эфирного времени, причем в записи - разве можно программу изложить за такой короткий промежуток времени? Мы предложили программу - четкую, ясную и понятную. В ней сказано: хватит управлять по-советски, пора перейти к цивилизованным мерам управления.

Би-би-си: Предположим, что вы становитесь президентом. Какими будут ваши первые решения?

А. К.: Первым декретом будет акт о примирении, единении и согласии всех белорусов. Я приглашу руководство Белорусской Народной Республики, которое более 80 лет находится в эмиграции. Я приглашу руководителей Белорусской Советской Социалистической Республики. Первого главу независимого белорусского государства Шушкевича. И конечно, первого президента Белоруссии Лукашенко Александра Григорьевича. И мы подпишем акт о единении, примирении и согласии.
Би-би-си: Вам Александр Лукашенко может возразить, что никакого особенного единения, примирения и согласия и не нужно: в стране стабильность, страна развивается, экономика растет.

А. К.: Вы знаете, у нас эта стабильность только по телевизору. А на самом деле у нас враги везде - ведь Лукашенко делит граждан Белоруссии на честных и нечестных, на врагов и друзей, на отморозков, подонков и еще каких-то.

Би-би-си: Он и о Вас тоже не слишком хорошо отзывался...

А. К.: Вы посмотрите на начало его президентского правления. Весь мир был открыт. Перед этим Билл Клинтон приезжал в Белоруссию и выступал в Национальной Академии Наук, Шушкевич объездил полмира, и Лукашенко на первых порах был принят президентом Франции.
Что мы имеем сегодня? Мы рассорились абсолютно со всеми. Белоруссия - изгой европейской цивилизации XXI-го века. Ни одна цивилизованная страна мира не принимает Лукашенко. Мы рассорились даже со своими соседями. Ну скажите, разве может быть так, чтобы украинцы были для нас врагами, поляки, литовцы были для нас врагами?
Даже россияне для нас - не друзья. Они наполовину друзья, наполовину враги. Столько, сколько потоков грязи льется на Россию с экранов белорусского телевидения, такого, я думаю, нет ни в одной стране.

Би-би-си: Но вместе с тем Россия сейчас поставляет чрезвычайно дешевые энергоресурсы, за счет которых белорусская экономика выживает и растет. А что будет, если Вы станете лидером страны? Поток дешевых энергоресурсов прекратится, как мы видели в Украине, в Грузии?

А. К.: Вы знаете, сама постановка вопроса - либо с Европой, либо против Европы; либо с Россией, либо против России - она сама уже имеет конфликт. Россия - это стратегический союзник. Европа - это стратегический партнер. И мы должны занять то место, которое нам дано самим Господом Богом: Белоруссия должна быть золотым мостом между Россией и Западом.

Би-би-си: По-вашему, какие перспективы у того, что сейчас в Минске называется "джинсовой революцией"? И что будет происходить после объявления результатов выборов - вечером 19 марта и 20 марта?

А. К.: Я очень плохо отношусь к любым революциям. А в отношении джинсовой или голубой революции это ничего, кроме сарказма, у меня не вызывает. Я могу совершенно четко сказать, что в Белоруссии никакой сценарий - ни американский, ни западный, ни российский - не пройдет. Будет только пробелорусский сценарий. Поэтому совершенно очевидно, что 20 марта мы проснемся в совершенно другой стране.
У Лукашенко есть еще время выбора: то ли остаться положительным героем, первым президентом Белоруссии, то ли перейти в когорту последних диктаторов Европы. Все мы знаем, чем эти диктаторы заканчивали. Я не желаю ему такой судьбы, но он сам ее может себе выбрать. Чаушеску, Милошевич, Хусейн - мы знаем, кто будет следующий.

В Почепе привели в порядок могилу партизан Вода по лестнице на бульваре Гагарина в Брянске потекла потопом На Первомайском мосту мэр Брянска напомнил рабочим о совести Как Ермак стал современным политиком Подземные толчки сотрясли Калифорнию (видео)

Лента новостей