27.08.2009 12:07

«На успех надеемся, но я в нем не уверен»

Команда Mclaren-Mercedes и ее пилоты в этом году не могут уже бороться за титулы ни в личном зачете, ни в кубке конструкторов. Но их недавнее возвращение к победной форме означает, что свое слово в чемпионате они еще сказать могут. Главный менеджер команды Vodafone Mclaren Mercedes Джонатан Нил рассказывает о замечательном возвращении, перспективах в Спа, уроках, которые команда извлекла в Валенсии после упущенной победы Льюиса Хэмильтона из-за заминки в боксах на последнем пит-стопе чемпиона.
Предполагалось, что регламент 2009 года облегчит обгоны, но их больше не стало. Надо ли Формуле-1 продолжать работу в этом направлении? И если да, то какие идеи могут быть предложены?
Джонатан Нил: Безусловно важно сохранить зрелищность Формулы-1, где обгоны главное, что есть. За последние 20 лет было немало изменений в регламенте, касающимся аэродинамики, чтобы увеличить число обгонов. Изменения предлагались рабочей группой по увеличению обгонов. Важно также упомянуть идею FIA о снижении скорости болидов. Сегодня изменился и подход к выбору шин: жесткие, мягкие, сверхмягкие, и это тоже несет в себе дополнительную интригу.

Думаю, что никто не ждал столь плотных результатов в этом году. Многие с трепетом вспоминают гонки в 70-х годах, но при этом мы забываем, что тогда разница между обладателем поула и вторым пилотом могла быть до секунды, а некоторые машины не проходили квалификацию. И конечно, окажись более скоростной болид позади пелетона, при такой разнице скоростей, вы увидите много обгонов. Сейчас весь пелетон умещается где-то в полторы секунды и при такой плотности обгоны значительно затруднены.
Но работа продолжается, а количество обгонов за гонку зависит от характеристики трассы. Например, изменения характеристики сцепления с асфальтом в Валенсии, минимум зон безопасности - все это повышает риск. А в такой ситуации любая ошибка может привести к аварии.

Нас впереди ждет интересная гонка в Спа, на автодроме, где гонки всегда интересны. На этой неделе я смотрел запись гонки прошлого года, где была фантастическая драматическая борьба между Кими Райкконеном и Льюисом Хэмильтоном на мокром асфальте. Изменение сцепления с асфальтом, напряженная борьба - в общем фантастическая картина.

Изменения в регламенте позволили выйти в лидеры новым командам, мы же вынуждены были наверстывать упущенное. Думаю, что впереди еще много работы как с регламентом, так и с трассами, чтобы обгонов в гонках стало больше.

Какие модернизации вы везете в Спа и будут ли у обоих пилотов болиды с обновленной, укороченной базой шасси? Что делает команда, чтобы не разрываться на два фронта: на совершенствование этой машины и создание новой для успешного старта в следующем году?
Джонатан Нил: Касаясь модернизации болида на эту гонку, то могу сказать, что это эволюция, а не революция. В Спа, по сравнению с другими трассами, не требуется большой прижимной силы, поэтому здесь можно экспериментировать и мы приготовили новые антикрылья. Изменится только баланс болида, а не что-то кардинальное. Уверен, что многие команды привезут то же.

Говоря о шасси, то у нас есть две машины с укороченной базой. И во вторник вечером мы всерьез обсуждали этот вопрос с Пэтом Фраем на техническом брифинге. Решение будет принято в пятницу утром, потому что все будет зависеть от состояния трассы. Можно выбирать или это, или то, поработать с разными версиями шасси или с одинаковыми. В любом случае такой вариант доступен для обоих пилотов.

Что мы можем сделать, чтобы в следующем году не провалить старт, как произошло в этом? Я хочу сказать, что очень горд работой, которую проделали с болидом Пэт Фрай, Нил Оутли и Пэдди Лоу. Болид, который в период между 11-й неделей и гонкой в Барселоне уступал лидерам до 2,5 секунд на круге, ныне в Валенсии занял первый ряд стартовой решетки. Это стало возможным благодаря тяжелой работе, что еще раз подтвердило мои слова в начале сезона - проблема не в болиде, проблема в том, что мы недостаточно с ним поработали.

Если вы выбрали неверное направление, то ситуацию менять сложно. Мы недоработали аэродинамические решения, и со старта сезона до первого европейского Гран При команде пришлось изо всех сил работать, чтобы переломить ситуацию. И я рад тому, что это удалось, даже несмотря на то, что наши инженеры несколько раз в поисках решения заходили в тупик. Но уже в Барселоне был явлен прогресс: выполнена более агрессивная конструкция диффузора, изменилось переднее антикрыло. Конечно, невозможно предусмотреть все, но свежий взгляд на технические решения позволил нам вновь вернуться в борьбу.

В следующем году нас не ждут революционные изменения, как в этом. Скорее, они будут носить эволюционный характер, ведь основа аэродинамики болидов останется без изменений. Да, будут изменения в развесовки, но это из-за большего количества топлива, ведь дозаправок не будет. Изменятся габариты передних шин. Все это требует отдельного решения, но основа аэродинамических вопросов уже заложена, она будет базироваться на том, что есть сейчас.

В следующем месяце мы уже определимся с основой конструкции нового болида, и меня бы беспокоило, если бы до сих пор были в конце пелетона. Нельзя быть этим довольным. Система KERS помогает нам выигрывать до 0,3 секунды на круге, у нас есть хороший двигатель, но подводят пока шасси и аэродинамика. В этом мы уступаем нашим конкурентам. Поэтому успокаиваться нельзя, надо добиться большего от того болида, что есть сейчас и работать над новым.

Хейкки Ковалайнен был быстр в Валенсии. Может ли он гарантировать себе место пилота на следующий год?
Джонатан Нил: Я думаю, что у Хейкки был хороший уик-энд. В СМИ было немало разговоров о том, что делает команда, чтобы улучшить результаты Хейкки, особенно после Венгрии и Валенсии. Он всегда был быстрым в квалификации.

Мы анализировали, что делается для того, чтобы помочь ему сберечь шины, дать возможность быть быстрее, как помочь в настройках болида, скорректировать его стиль пилотирования? Перед Валенсией мы много анализировали, разбирая вопросы, и я рад его выступлению на прошлой гонке. В первой и второй квалификационной сессии он был наравне с Льюисом, и если бы немного не ошибся в финале квалификации, то мог бы стартовать с поула.

Первая и вторая попытки были хорошие, затем мы поставили жесткие шины, но они прогрелись медленнее. Это уже физика, а не Хейкки. Была ли разница в скорости между Льюисом и Хейкки на трассе? Да, была. Была ли она ощутимой? Нет. Хейкки почувствовал себя увереннее и сможет использовать эту уверенность в Спа.

Повредили ли результаты Луки Бадоера репутации тест-пилотов? Что можно сделать в этом случае, когда у тест-пилотов почти нет возможности побыть за рулем болида?
Джонатан Нил: Я не согласен с тем, что его результаты в Валенсии повредили репутации тест-пилотов. Он очень опытный гонщик. Но важно помнить, что Валенсия - это городская трасса, с плохим сцеплением с асфальтом, опасной близостью отбойников, где нет права на ошибку. Я уверен, что в Ferrari проанализируют все, сделают выводы, но обобщать все для тест-пилотов других команд нельзя. А вот вопрос о том, как поддержать конкурентоспособность наших тест-пилотов действительно важен. Он обсуждается на различных заседаниях, надо поощрять молодые таланты, помогать третьим пилотам. Например, Педро де ла Роса хотел бы больше времени проводить за рулем.

Да, у некоторых команд есть тренажеры-симуляторы, позволяющие тренироваться, но это ведь не заменит нагрузок настоящей работы на трассе. Думаю, что рабочая группа по спортивному регламенту должна и будет внимательно изучать данный вопрос.

Какие цели вы ставите на гонках в Спа и Монце, учитывая неподходящий характер трасс для MP4-24? Рассчитываете ли вы на KERS?
Джонатан Нил: Тот болид, что есть у нас сейчас, несколько отличается от того, что было. С ним мы начали работать еще в Германии. Нашим болидам больше подходят трассы помедленнее - Монако, Венгрия, Валенсия, и мы не знаем, чего ждать нам в Спа.

В первых гонках сезона машина подводила в скоростных поворотах, после первых пяти Гран При пилоты жаловались, что ее задняя часть очень нестабильна. Они не чувствовали болид, а это всегда неприятно для пилота. Сейчас машина более стабильна, двойной диффузор помог нам усилить прижимную силу и сцепление с трассой. Но конкуренты тоже не стоят на месте. Red Bull и Brawn, если решат проблемы с прогревом резины будут очень быстры. Мы надеемся на успех, но я не могу сказать, что уверен в нем.

Что сделано для того, чтобы не повторилась ошибка на пит-лейн, которую мы видели в Валенсии и которая, возможно, стоила победы?
Джонатан Нил: Сделано достаточно многое. Мы использовали агрессивную стратегию, но было уже поздно. Рубенс все равно бы вышел вперед, но это отставание можно было сократить, будь у Льюиса еще один круг.

Важно не останавливаться на этом, а двигаться дальше. Все происходящее было проанализировано не раз, я не знаю сколько точно, наверное, раз сто сам посмотрел запись пит-стопа, понял действия каждого механика, внимательно рассмотрел все детали. Команда превосходно провела пит-стоп и критика в адрес механиков необоснованна. Задержка была связана лишь с тем, что решение было принято поздно. Из этого тоже сделаны выводы, мы улучшим методы принятия решений, чтобы действовать точнее в этот уик-энд.

Брянские легкоатлеты-паралимпийцы готовятся к чемпионату мира В Жуковке «Бабкины внуки» поздравили женщин с 8 Марта «Аббатство Даунтон» получило полнометражное продолжение О «величайшем обмане» в истории США сообщил Трамп Впервые в истории астрономы увидели звезду и две ее экзопланеты вместе (видео)

Лента новостей