Обман с малайзийским «Боингом» объяснили авиаэксперты
После публикаций в прессе сообщений о том, что военный самолет-разведчик США, переоборудованный из гражданского Boeing-707, на короткое время «превратился» на радарах в малайзийский авиалайнер, возникли естественные вопросы: зачем надо было идти на этот трюк?
Многие комментаторы сочли, что этого происшествия вовсе не было, поскольку отсутствует практический смысл обмана, который неизбежно раскроется спустя даже не минуты, а десятки секунд. Некоторые допускают возможность случайного переключения на транспондере в результате каких-то неосторожных действий экипажа с прибором.
Отвергая вторую версию, как полностью несостоятельную (невозможно «случайно» поменять AE01CE - номер, с которым самолет взлетел с военной базы США на Окинаве, на присвенный Малайзии в реестре ИКАО номер 750548, с которым фальшивый «Боинг» подлетел к берегам китайского острова Хайнань), эксперты в сфере ПВО и воздушной разведки говорят: смысл короткой подмены, безусловно, был.
С точки зрения гражданского человека такой поступок лишен здравого смысла. Но в действиях самолета-разведчика можно предполагать, что экипаж, создав нештатную ситуацию на китайских радарах, фиксировал с помощью своей аппаратуры: что же произойдет дальше и как быстро? Как скоро, откуда и куда пойдут сигналы об обнаружении непонятной цели? По какому протоколу действуют в таких случаях наземные службы Китая? Тем более, что в это время на китайской территории проводились военные учения, которые всегда и везде сопровождаются повышенной активностью систем наблюдения.
Некоторым читателям показалось странным, что этот инцидент не имел «громкого» резонансного продолжения: почему не последовало ноты со стороны Китая в адрес США. Да потому что случай и не заслуживает шумихи, отвечают эксперты. Инцидент был исчерпан, практически не начавшись, говорят они. Перехватчики в небо не поднимались, никто никого не сбил - нет и повода кричать на весь мир. А обмен информацией о случившемся между соответствующими службами двух стран, а также ИКАО, наверняка был, но чисто профессиональный, о котором нет повода оповещать широкую общественность. Разведывательный полет, о котором мы писали 29 сентября, закончился без особых последствий.