19.12.2007 16:26

Самая русская фобия

Самая русская фобияСамая русская фобияОбщеизвестно, что Россия - великая держава. Она противостоит глобализации, натовской экспансии, участвует в G8, активно торгует нефтью и газом, влияет на мировую политику... Но при всем своем величии мегагосударство не лишено страхов. Как недавно выяснилось, особенно в России боятся русофобии.

Доколе?

Стремление нравиться характерно для человеческой природы. Не избегают его и целые государственные образования. Но, если в большинстве случаев поиск внешнеполитических симпатий проявляется в дружественных дипломатических отношениях с другими странами, то иногда вдруг обиженные в своих "лучших чувствах" государства ищут "справедливости".

Лучшие чувства российского государства по отношению к государству украинскому общеизвестны: братские народы, общая страна (правда, разная - в зависимости от эпохи), стратегическое партнерство, единое экономическое пространство и газ по 179,5 доллара за тысячу "кубов" (яркое проявление лучших чувств, не по мировым ценам же, по братским).

С недавних пор "дружественные дипломатические отношения" дали небольшую трещину. 14 декабря МИД России резко и несколько неожиданно озаботилось "антироссийскими проявлениями на Украине".

Из текста заявления, распространенного внешнеполитическим ведомством соседнего государства стало ясно: обида копилась давно. Возмущение российской стороны вызвала целая череда событий и явлений. Свежайшее событие - скандальный случай в Запорожье, когда руководитель местного отделения КУН Василий Тымчина позволил себе неполиткорректный спич с использованием ключевых слов "москали", "жиды" и "кровь". Из чуть более отдаленных событий горечь министерства иностранных дел и общественности вызывают "акты вандализма в отношении памятников советским воинам-освободителям в западных областях Украины" и "многочисленные нападения и поджоги Русского культурного центра во Львове". Не фактами едиными, тенденции россиян тоже смутили: "кампания по переименованию улиц" и реабилитация ОУН-УПА. А самый большой грех, который вменяют авторы заявления украинскому народу - это попытки "использования сложных периодов нашей совместной истории для получения сиюминутных политических выгод в угоду сомнительным идеологическим установкам". Вот уж воистину: доколе?

Как президент президента пожурил

Не успели в МИД Украины "с юмором отнестись" к претензиям российских дипломатов, как последовало продолжение акции "Нет русофобии на территории Украины". В этот раз антироссийскими настроениями озаботился президент РФ Владимир Путин.

В свое время Виктор Ющенко обратился к коллеге с письмом, в котором просил выяснить положение дел вокруг украинской библиотеки в Москве. Российский президент заверил, что с библиотекой все чудесно: фонды пополняются, число читателей растет, количество проводимых культурных акций увеличивается. Но, несмотря на важность успешного сотрудничества в гуманитарной сфере, по мнению Владимира Владимировича, украинская сторона это сотрудничество практически саботирует. Каким образом? Да, практически по тому же тексту заявления МИД от 14 декабря.

18 декабря президента России взволновали все те же вопросы: угнетение русских культурных центров, героизация "сотрудничавших с нацистами военных преступников", "война" с памятниками. Свежими "нотками" в письме главы государства стали традиционные для "вокруг-русофобских" дискуссий обвинения: угнетение русскоязычного населения и деятельность, способствующая расколу Украинской православной церкви. В тексте не были указаны примеры "угнетения", а также не уточнялось, о которой православной церкви идет речь (возможно, россияне не в курсе, что на территории Украины действует не одна православная конфессия).

Но, в отличие от праздных борцов с русофобией, президент наделен куда более впечатляющими властными полномочиями. И Путин не преминул ими воспользоваться, мягко и ненавязчиво намекая: если украинцы будут трактовать "совместную историю" таким образом - с "лучшими чувствами" возникнет "напряженка". Или, если процитировать: "Эти недружественные шаги уже омрачают атмосферу отношений между нашими государствами. Более того, они могут нанести серьезный ущерб двустороннему сотрудничеству на различных направлениях".

Реакция российских властей все-таки удивляет: многие "новости" - и не новости вовсе, а некоторым событиям - по нескольку лет. Но, судя по всему, ситуация таки обострилась, жаль, только пока не последовала реакция соседской стороны на назначение нового министра иностранных дел. Владимир Огрызко в свое время и украинских парламентариев не устроил по причине "он по-русски не говорит", а уж россиян теперь, когда "украинская русофобия" становится модным словосочетанием, - и подавно.

Оскорбленные чувства "истинно русских людей"

Эскалация темы русофобии для российского общества не нова. В ней перманентно подозревают Запад, Восток, соседние страны и собственную оппозицию. Тотальную паранойю не только властей, но и среднестатистических россиян можно пояснить несколькими причинами. Российское общество само с завидной регулярностью демонстрирует тягу к ксенофобии: увеличивается количество преступлений на почве межрасовых конфликтов, периодически возникают настойчивые выступления в СМИ, ключевая мысль которых - "нас не любят". Не любят россиян в Польше - предыдущий премьер настойчиво "мешал" России попасть в ВТО; не любят в Грузии - испорченные вина подсовывают и независимость абхазам с осетинами не дают; не любят в Эстонии. В Эстонии не любят особенно преданно - история о переносе памятника Воину-освободителю и последовавших массовых беспорядках до сих пор на слуху. Теперь вот, с российской точки зрения, "старшую сестру" невзлюбили в Украине.

После прочтения заявления МИД и письма президента, может сложиться впечатление, что украинцы свою жгучую "нелюбовь" проявляли давно. Но почему такие глубоко внутренние дела Украины как написание учебников и переименовывание улиц вдруг стали проявлением русофобии?

Как ни странно, значимой причиной параноидальной тяги видеть везде проявления нелюбви к "русским людям" можно посчитать логичное изменение исторических реалий. Среди россиян действительно немало людей, которые по-прежнему бы хотели жить в одном государстве, а соседние народы (украинский и белорусский) - считают всего лишь заблудшими частями собственного. И без всякой задней мысли - действительно искренне считают. Поэтому украинофобские заявления властей и СМИ легко находят благодарную аудиторию: как можно, это же братья, а они нас предали. Как предали? Например, своей трактовкой истории. Разве могут части одного народа смотреть на какие-то факты по-разному? Согласно современной российской логике - не могут, не по-братски это, не по-дружественному.

Умонастроения людей - это одно дело, а заявления властей - совсем другое. Несмотря на настойчиво декларируемую "дружбу народов", российская сторона на деле далеко не всегда сдержанна в оценках и высказываниях. Совсем недавно, мэром Москвы Юрием Лужковым заинтересовалась СБУ в связи со спичем столичного градоначальника про Крым, который русский. Вандализм на выставке, посвященной Голодомору, правда, стал причиной публичных сетований, а вот инцидент на Говерле (когда представители Евразийского союза молодежи сымитировали надругательство над государственной символикой Украины) - нет. Напротив, неофициальных лиц этот случай позабавил, а официальные не спешат обеспечить рандеву представителей украинских спецслужб с отцами-основателями ЕСМ - все, сплошь, российскими гражданами.

Кроме высказываний отдельных лиц, обмены возмущенными нотами уже давно стали предсказуемой практикой взаимоотношений двух министерств иностранных дел. Скандал вокруг дамбы к Тузле, снос памятника украинскому летчику в Подмосковье, некорректные высказывания Виктора Черномырдина по поводу Голодомора - дипломатические отношения России и Украины со стороны тяжело назвать "родственными". А свежевысказанные точки зрения МИД и Путина заставляются задуматься...

Трудно сказать, зачем российским властям так настойчиво журить Украину. Нельзя совсем исключить праведный гнев по поводу непонятных и неблизких для россиян тенденций. Но только это может больше обеспокоить простых граждан, чем политиков - обладателей закаленных психик. Потому как резкие высказывания власть имущих уже больше похожи на вмешательство во внутренние дела другого государства.

Маловероятно, что правительство России заинтересовано в затяжном конфликте между двумя странами. Но сиюминутную выгоду получить все же можно. Обосновать повышение цен на газ можно не только экономическими, но идеологическими причинами: отсутствие "теплых" отношений автоматически лишает партнеров льгот. Украинская сторона готова потребовать возмещение ущерба от экокатастрофы в Керченском проливе - можно отвлечь внимание скандалом вокруг Голодомора. В России грядут президентские выборы - перед образом "врага", с которым готова бороться легитимная власть можно лишний раз сплотить нацию. А "враги" у россиян в ассортименте: НАТО, США, Польша, Грузия, Эстония... Украина...

Наше дело правое?

Как уже упоминалось, МИД Украины к свежей ноте российских коллег "отнеслось с юмором". Замминистра Юрий Костенко посчитал, что "у наших российских коллег за 2 недели до конца года накопился значительный творческий потенциал, и они его еще не реализовали" и добавил: как и было рекомендовано в заявлении, сначала дипломаты посоветуются с общественностью, молодежью, ветеранами, а потом уже и определятся с позицией по вопросу.

Экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк был более категоричен: "Пусть россияне трактуют свою историю, а мы будем трактовать свою..." - и закономерно назвал позицию Путина и Лаврова вмешательством во внутренние дела Украины. Ответ Виктора Ющенко на письмо российского президента еще не последовал.

Пока политики занимаются дипломатией, народ уже давно придумал бытовые средства если не борьбы с украинофобией, то хотя бы развлечения на ее почве. На просторах юа- и рунета вовсю развернулся "дискурс фофудьи" - интернет-течение, популяризирующее доведенную до абсурда русофобскую риторику "истинных патриотов". У "фофудьистов" уже успели появиться свои легендарные персонажи, сленг, традиционные схемы ведения дискуссий и даже стандарты обращения к власть имущим. При сборе вопросов для интернет-конференции Владимира Путина не редкой была публикация подобных пассажей: "Здравствуйте, господин президент. Большая часть населения Крыма - русские по духу люди. В сложившихся условиях мы вынуждены получать украинские паспорта и смотреть телевидение на украинском языке, дети учат историю, переписанную под Бандеру. Многие уезжают в Россию, где живут на правах неграждан. При этом украинская оккупация крымской земли не имеет под собой законных оснований. Мы - часть русской земли и хотим Воссоединения, нам не дают провести референдум. Каковы в этом отношении действия России?".

Всерьез бороться с русофобией в Украине трудно. По причине ее локального присутствия. Отдельные всплески ультранационалистического сознания (как это было в запорожском инциденте с Василием Тымчиной) - это конкретные некорректные высказывания конкретных людей, а не позиция государства. В конце концов, МИД Израиля не стало присылать ноту протеста после прославленной карпатской "лекции" антисемитского толка авторства Олега Тягнибока.

Российская сторона пытается навязать Украине ответственность за каждое разовое проявление русофобии со стороны отдельных граждан, не замечая собственных "бревен в глазах". Украинской стороне остается только, как это и сделали дипломаты, пожимать плечами. Резко сформулированная в свое время Мыколой Вереснем версия национальной идеи, которая в вольном пересказе означает "чтобы от нас все отстали" - единственно логичная в ситуации позиция. России стоило бы самостоятельно разобраться со своими национально-государственными комплексами, а не делать из них знамя для размахивания под носом у соседей.

Надземный пешеходный переход в центре Челябинска сохранят и после окончания ремонта подземных переходов Брянскому бойцу ММА Минакову дали совет, как победить Аялу Алла Пугачева подъехала на машине к вагону поезда. Ей можно всё? Что делать с высокой летальностью по коронавирусу в Петербурге? Навальный потребовал вернуть его одежду

Лента новостей