28.07.2006 10:30

Театр "Зингаро" и Штефан Кэги в Авиньоне

Театр Театр "Зингаро" и Штефан Кэги в АвиньонеНа продолжающемся Авиньонском фестивале прошли очередные премьеры. Свою новую постановку "Батутта" показал знаменитый французский театр лошадей "Зингаро", а одним из самых необычных спектаклей стал "Карго София-Авиньон", во время которого зрители путешествуют по окрестностям города в грузовом траке, за рулем которого сидят настоящие болгарские дальнобойщики.

На новую постановку Бартабаса вдохновил бессмертный фольклорный сюжет - цыганская свадьба. В спектакле "Баттута" есть жених и невеста, которую, естественно, похищают и увозят на лошади, есть многочисленная родня обоих новобрачных, среди которой благопристойных членов табора уже не отличить от удалых разбойников с большой дороги. Есть кибитка с заплатанным пологом, несколько цветистых примет цыганского житья-бытья и победоносный кураж.

"Баттута" сделана как откровенное цирковое шоу без каких-либо элегических затей. Во время одного из номеров наездник вырывает у зрительницы в первом ряду сумочку. Потом и саму "разгневанную" женщину - естественно, она подсадная - буквально выдергивают на арену. Другой номер состоит в том, что всадник устраивает стриптиз на скаку.

Дальше - больше. В цыганском таборе всегда найдется место медведю. В "Баттуте" он тоже фальшивый, "подсадной", просто артист в медвежьей шкуре, как и остальные, прекрасно владеющий даже в столь неудобном костюме искусством джигитовки. К финалу косолапый вообще становится едва ли не главным персонажем шоу. Дело в том, что в завершение вечера Бартабас устраивает комическое парад-алле: одна за другой перед зрителями проносятся запряженные лошадями повозки, на каждой из которых устроена сценка цыганского быта - на одной играют в карты, на другой принимают ванну, на третьей строгают ножами бутафорскую мясную тушу, на последней везут покойника.

В лучших спектаклях театра "Зингаро" лошади не были просто цирковыми лошадями: иногда они, оставшиеся на сцене без людей, вдруг начинали "играть" самостоятельно, казалось, даже вступать в сложные психологические взаимоотношения. Разумеется, эта иллюзия была результатом точно продуманной и тщательной дрессуры животных. Но цирковые приемы оказывались лишь одним из средств работы "Зингаро". Люди и животные представали на арене "Зингаро" равнозначными созданиями природы, иногда они были партнерами, а иногда - антагонистами. Более того, именно лошади у Бартабаса подчас казались носителями или по меньшей мере представителями высшего разума на земле. Во всяком случае в спектаклях "Зингаро" присутствовала не поддающаяся разгадке, и потому столь привлекательная магия.

Документально-игровой спектакль "Карго" придумал молодой швейцарский режиссер Штефан Кэги, один из трех членов неформального творческого объединения режиссеров Rimini Protokoll, участники которого объединены тем, что они занимаются только документальным театром.

Достаточно перечислить несколько проектов Rimini Protokoll, чтобы стало ясно, о чем идет речь. В спектакле "Sabenation" работали бывшие сотрудники компании Sabena, которые стали безработными после ее разорения. В спектакле "Мнемопарк" заняты швейцарские пенсионеры, всю жизнь увлекающиеся моделями железных дорог. То есть режиссеры Rimini Protokoll не всегда отбирают хлеб у актеров - иногда их проекты разыгрываются и за стенами театров. Один из них реализован в Авиньоне.

Несколько десятков зрителей рассаживаются в крохотном амфитеатре, устроенном внутри переоборудованного под "зрительный зал" бывшего грузового трака. Зрители сидят вдоль длинной его стенки, а вторая превращена в огромное окно, которое можно затянуть и экраном для видеопроекции. За рулем - Венцислав Борисов и Светослав Мичев, два настоящих болгарских шофера-дальнобойщика, в свободное от творческих экзерсисов время продолжающие гонять грузовики по всей Европе. На авиньонском фестивале зрителям предложено за два часа совершить путешествие из Софии в столицу Прованса.

Сначала на видео мелькают софийские улицы, потом идут пригороды, а потом экран уплывает вверх, за окном открывается вид на промышленный пейзаж и, соскочивший из кабины на землю, водитель объявляет пассажирам:" Мы на границе Болгарии и Сербии". За время поездки грузовику предстоит пересечь несколько границ - и каждая новая страна сопровождается новым видео, национальной попсовой песенкой и весьма непосредственными заметками водителей. Например, что они терпеть не могут сербских полицейских, потому что им приходится платить взятки на каждом шагу. Они болтают обо всем - как предлагают себя на дороге проститутки, чем отличаются новые модели грузовых контейнеров от старых, где водители ищут в дороге соотечественников, чтобы поговорить на родном языке, и как возвращаются они всего на несколько дней домой, где их ждут дети. Настоящие семейные фотографии прилагаются, крупным планам видеокамера время от времени ведет прямую трансляцию из кабины водителей.

Вообще, встреча с реальностью, устроенная Штефаном Кэги в весьма занимательной форме, не рассчитана ни на шок, ни на испуг. После нее, как после иных образцов документального театра, не хочется поскорее сделать ноги из театра с мыслями вроде "минуй меня пуще всех печалей то, во что меня сейчас ткнули носом". Видимо потому, что идея Rimini Protokoll родилась там, где театр не считается призрачным убежищем от жизни.

Навального отравили, уверены в правительстве Германии Два года с дюбелем в голове жил хабаровчанин, помазав рану зелёнкой Бывшего чиновника администрации Челябинска обвиняют в мошенничестве на берегу озера Увильды Онлайн-казино Мостбет и его влияние на мировую экономику: анализ и перспективы Путин стремительно теряет доверие россиян

Лента новостей