Тень мафии над холмами Корлеоне

На холме, всего в нескольких километрах от оплота мафии Корлеоне, четверо мужчин разрыхляют почву вокруг молодых кустов винограда.
Посвистывает ветер: весенний день выдался солнечным и прохладным; люди окучивают зеленые растения.
Они работают в кооперативе под названием "Либера терра" - "Свободная земля". Земли, на котором он расположен, кооператив получил от сицилийских властей - это земли, конфискованные у мафии.
Поскольку один из продуктов, которые производит "Свободная земля", - это спагетти, девиз кооператива таков: "Макароны против мафии". Не самая остроумная шутка на свете, но улыбку вызывает.
Те, кому мафия и ее деяния на Сицилии не по нутру, на этой неделе получили прекрасный повод для улыбок: арест Бернардо Провенцано, скрывавшегося ни много ни мало 43 года.
Получивший прозвище Трактор за свою склонность безжалостно расправляться с врагами, на протяжении последних 13 лет, что он находился в бегах, Провенцано умудрялся управлять сицилийской мафией, быть ее "доном донов".
Антонио Кастро, координатор виноградарского проекта "Свободной земли", вспоминает, что когда коллега сказал ему об аресте Трактора, он ответил: "Заткнись. Не надо шутить". "А потом я включил радио, - вспоминает Кастро, - и понял: это правда".
Широко улыбаясь, он заключает: "Это настоящая победа нашего государства".
Сеть защитников
Полиция празднует, а местные жители уже слагают легенды о том, как именно взяли Провенцано. Но куда более серьезный вопрос, не дающий покоя здешним обитателям, состоит, похоже, в том, что делал он в эти 43 года свободы.
Как мог он прятаться все эти годы на относительно небольшом острове - и в то же время заправлять международным преступным синдикатом?
Много здесь говорят об "ометре" - кодексе молчания, основанном на страхе или лояльности. Но многие из тех, кому известны все факты, полагают, что Провенцано не мог бы так долго оставаться на свободе без сотрудничества очень высокопоставленных людей. Маурицио де Лючия, один из старших следователей из управления по борьбе с мафией, говорит, что заметную роль в этом сыграли "видные политики и сицилийская элита".
Трактора на Сицилии уже нет. Через несколько часов после того, как он предстал перед судом в Палермо, его самолетом вывезли в тюрьму усиленного режима в континентальной Италии, в Умбрии. Там власти попытаются вытянуть из него хоть что-нибудь.
Сила Провенцано в тех секретах, в которые он посвящен, говорит журналист Сальво Палаццоло, немало строк посвятивший сицилийскому дону. "Ему удавалось оставаться на свободе не потому, что он такой умный, а благодаря секретам, - говорит репортер. - Нам еще предстоит в них заглянуть".
Когда его взяли в холмах, окружающих Корлеоне, Провенцано, как говорят, заявил: "Вы не ведаете, что творите". Кто-то считает, что он был уверен в том, что его связи в высших эшелонах сохранят его в любом случае.
Не сохранили. Но уже сама его уверенность говорит немало о широте той сети защитников, которая его окружала. Долгая война между итальянским государством и итальянской мафией далека от завершения.
На фоне всей этой граничащей с шоком радости в связи с арестом Провенцано кажется не слишком учтивым указывать на то, что на его место просто придет кто-то другой. Точно так же, как он сам сменил кого-то.
Время страха
его преемником вполне может оказаться человек, поддерживающий иную, более кровавую и более конфронтационную стратегию для мафии.
Телохранители, которые день и ночь сопровождают сопровождающие старшего следователя Маурицио де Лючию и которые постоянно наблюдают за его квартирой, еще долго, очень долго не останутся без работы.
"Мы захватили флаг, но где армия? - вопрошает другой следователь, Лоренцо Матаса. - За ним большая армия".
В холмах, окружающих Корлеоне, в тех же самых холмах, где на протяжении десятилетий скрывался Провенцано, весенний ветер шелестит в высокой траве, и люди продолжают окучивать молодые побеги винограда.
"Он подонок, - говорит Антонио Кастро о Провенцано. - Он убил много людей - и прямо, и косвенно. Поэтому он, безусловно, подонок".
А потом он просит меня не спрашивать рабочих, что они думают о происходящем. Они все из Корлеоне или живут по соседству, так что теперь они снова боятся.
Местные доны уже присматривают кандидата на освободившуюся должность, и это не время для громких разговоров.

Миасские власти стремятся помочь НКО заниматься «своим делом» Россиянам запретят перевозить больше 30 пачек сигарет На Украине подали иск о снятии с выборов Зеленского Брянец пожаловался на алчного стоматолога-садиста В Навле столкнулись иномарки: пострадала женщина-водитель

Лента новостей