22.11.2017 16:05

Выброс Ru-106: факт есть, но он порождает вымысел

Выброс Ru-106: факт есть, но он порождает вымысел

Не успели в народе утихнуть обсуждения по «туману», накрывшему в конце октября промышленный Челябинск, как новая тема перетянула все внимание: на город идет радиационное облако! Не даром говорят, что простота – хуже воровства. А когда эта простота сопровождается элементарной экологической безграмотностью, то вдвойне хуже. Но откуда «растут ноги» у этих слухов? И в каком шкафу искать монстров?

«Истина где-то рядом»

Именно разрозненная подача прессы информации о выбросе радиоактивного элемента Ru-106, уже официально зафиксированного РосГидроМетом, и пусть спустя время, но все-таки подтвержденного местными чиновниками, породила очередную волну паники. Некоторые челябинцы, в соцсети вКонтакте, всерьез предлагали запасаться консервами, солью и спичками. Другие, тем временем, искали адреса бомбоубежищ, или до сей поры ждут объявления эвакуации. За считанные минуты по местным сообществам разлетелся постинг и репостинг: спасаться от радиации подручными средствами, бежать из города. Или просто смириться, по советам Greenpeace, так как спасться уже поздно.

Однако попробуем разобраться: так ли опасен зафиксированный выброс Ru-106, и вообще – что это за «зверь» такой? Сразу нужно различать, что есть переходный металл «рутений», он получается из «отходов» при аффинировании платины и платиновых металлов. Он не имеет отношения к описанному факту выброса. Но есть выделенный химический элемент Ru-106, который используют при терапии раковых заболеваний, в производстве некоторых приборов атомной медицины и для создания небольших реакторов, которые ставят на суда. Вот о нем и перетолки.

«Атомный крейсер в реке Миасс или ракета»

Понятно, большого судоходства на реках Южного Урала не существует, а значит отвергаем, в зачатке, версию крушения атомной подлодки в Аргаяше. Нет у нас и судостроения. А вот про версию с медицинскими приборами уже стоит задуматься – потенциально, но мог бы один из них попасть в переплавку на наших заводах и фабриках? За разъяснением мы обратились на комбинат ЧЭМК. «Версия безосновательна», - заявил руководитель пресс-службы предприятия Роман Грибанов, отсмеявшись по поводу поиска виновных в выбросе радиоэлемента на металлургических предприятиях. Подобные мнения высказали и представители некоторых других крупнейших заводов, расположенных на территории Челябинска. Один из них, на условиях анонимности, разъяснил LentaChel.ru, что «любые сплавы и металлы не попадают в плавку из ниоткуда и не уходят вникуда. Все это на жестком контроле всех: от технологов заводов, до федеральных контролирующих ведомств. И такие плавки не остались бы незамеченными». Кроме того, представители заводов уверяют, что не могут допустить, чтобы при изготовлении стали туда попали сторонние химические элементы – на выходе получится брак.

С этим трудно спорить. Но только если иметь в виду контролируемые заводы. А сколько их не находится ни на каком учете, и что выплавляют они? «Есть источники выбросов, которые не зарегистрированы. Они не законны. О них руководство предприятий перед контролирующими органами не отчитывается. Бывает, что выбросы выходят не только через трубу, а еще через окна цеха или двери», - рассказал член губернаторского штаба по экологии Виталий Безруков. По его неофициальным подсчетам, в челябинской агломерации может втихую работать до нескольких тысяч таких скрытых от надзорных органов предприятий. Если и искать где-то, помимо пресловутого «Маяка», то может и впрямь стоит начать оттуда?

Но, стоп! Может быть, и не стоит ходить далеко. Ведь вся история «Маяка» была долгое время окутана гостайной. Лишь спустя десятилетия мы узнали о страшной аварии 1957 года, последствия которой, по мнению ученых, не прошли и до сего дня. Впрочем, главный онколог области Андрей Важенин считает. что наша природа с последствиями как раз справилась.

На сей раз представители химкомбината сами вышли к общественности со своими данными. И эти данные гласят: работы по выделению рутения-106 не проводятся на предприятии уже много лет. Кроме того, Россия уже давно находится под жестким контролем МАГАТЭ, и скрыть аварию, в этих условиях, попросту невозможно. А если принять как факт, что наши западные «партнеры» одними из первых кричали бы с трибун ООН при любой подобной аварии… Получается, есть у этого заявления ПО «Маяк» рациональное зерно.

Сразу откинем совсем странные предположения о космическом происхождении рутения. Не станем тратить время читателя на версии типа: «скорее всего, в Аргаяше упал метеорит» или «ночью видел свечение. Это была ракета». Но нужно обратить внимание, что подобные версии рождаются по одной простой причине, указанной в начале материала - отсутствие у людей элементарных начальных знаний. Подобное поведение хорошо видно в коротких видеороликах, опубликованных в группе вКонтакте «Вредные выбросы г. Челябинск».

«Аж горло першит от радиации»

Не все люди, безусловно, обладают знаниями профессионального физика-ядерщика. Не все научились разделять промышленные выбросы и ядерную опасность. Придется вернуться к исходным данным. А они говорят, что максимальная концентрация, в зоне обнаружения Ru-106 не превышала допустимых значений. То есть выброс, конечно, был. И неплохо бы все-таки узнать источник. Но выброс был настолько мизерный, что не дотягивает, в совокупности, не только до ежегодных, но даже до ежемесячных естественных фоновых значений. По словам министра общественной безопасности Челябинской области Евгения Савченко, бояться нечего: «Рутений-106 сам по себе не страшен. Опасность возникает при определенном уровне радиационного фона». А он, как показали отчеты ГидроМета, повторимся, не выходил за пределы нормы. Правда, сам Савченко тоже, мягко говоря, не специалист в вопросах атомной отрасли и радиационной безопасности. Бывший ответственный сотрудник налоговой полиции и Госнаркоконтроля.

«Верю/Не верю»

Многие жители региона не прочь и сами поискать истину. Челябинец Сергей Рязанов прошелся с дозиметром по городу, еще во время первых публикаций прессы, в которых высказывалось подозрение французских ученых, на выброс рутения-106 с Урала. «Я измерил на нескольких точках города: в районеЧТЗ, в Чурилово и в центре. Измерял обычным бытовым прибором, который доступен в любом онлайн-магазине. Все показатели были в норме». Тут есть одно "но": Ru-106 невозможно «поймать» большинством бытовых дозиметров, поскольку этот изотоп находится в зоне «бетта» излучения. Тогда как дозиметры настроены лишь на самые опасные - «альфа». Сергей признался, что использовал именно такое, распространенное и дешевое устройство. Если искать трехдиапазонные устройства, то они стоят дороже: от 7 тысяч рублей. Получается, что доступны не всем.

Опять же, такие редкие элементы как Ru-106, редко попадают в открытые пространства, поскольку их использование узкоспециализировано. Об этом говорят и в Европе, откуда изначально пошли «слухи». Президент французской организации «Экология и атомная энергетика» Бруно Комби заявил на брифинге, что «в случае аварии на атомном объекте России в воздухе было бы зафиксировано присутствие и других изотопов. А этого в исследованиях моих коллег нет». Ученый считает, что речь, в общем, не идет об участии любых АЭС, а скорее об источнике медицинского происхождения. И привел в пример случай в бразильском городе Гояния, где в 1987 году из заброшенной больницы была украдена деталь установки для радиолучевой терапии. Но тогда массового облучения не было, хотя прибор прошел долгий путь по городу. И от последствий прямого контакта с деталью в этой трагичной истории погибло лишь 4 человека. Но и таких жертв нам бы на Урале совсем не хотелось.

«Не беспокойся, пей пиво»

Как побороть даже минимально возможные последствия от воздействия рутения-106 на челябинцев? Главный онколог Челябинской области Андрей Важенин с иронией отнесся к теме выброса изотопа, и посоветовал пить пиво и смотреть футбол. А кандидат технических наук и автор книги «Занимательная радиация» Александр Константинов считает, что нужно искать исцеление не в таблетках и целителях, а в психологии. И корни, у всей этой массовой истерии, по его мнению, лежат в простой житейской истине: люди всегда больше боятся мифических вещей, которые нельзя потрогать или осязать. Но при этом, совсем не обращают внимание на то, что сами ежедневно наносят себе куда больший вред, чем фоновое излучение. Курением, небезопасным использованием бытовых канцерогенов и пр.

Источник

Лидером по росту цен в 2020 году стал сахар Южная Калифорния приходит в себя после снегопада Повышать зарплаты в 2019 году не будут 56 процентов российских работодателей Пенсии вырастут до 15 тысяч 500 рублей в этом году Массажные столы в ассортименте для клиник и СПА-салонов

Лента новостей