Богатая история знаменитого дома: интересное о Челябинске
Несколько фрагментов из этой книги.
В 1934 году центр Челябинска обследовала специально прибывшая бригада проектировщиков из Гипрогора, ими же была разработана концепция застройки центра города и проектные решения основных зданий.
В заметке «Челябинск будущего» газета «Челябинский рабочий» в мае 1935 года писала: «На строительной выставке, которая размещалась в центральной гостинице были выставлены прекрасные проекты зданий «Большого Челябинска», выполненные Гипрогором… Все ветхие, низкие домишки – будут снесены. На их месте вырастут 4 и 5 этажные дома, а на главных улицах города, на ул. Спартак (ныне пр. Ленина – прим. автора), Кирова и Цвиллинга – огромные многоэтажные гиганты».
ххх
«На самом деле дефектов и недоделок было больше: отсутствовали отливы, недоделки по котельной, что лишало жильцов горячей воды, недостаточность пожарных проездов, отсутствие благоустройства, большая кривизна стен и толщина швов кирпичной кладки. Часть дефектов со временем устранили, часть претензий, после проверки временем, оказалась не состоятельной».
ххх
Менялось и назначения подземного пункта управления (ныне – торговые помещения). Остается загадкой, для чего в 1934 году в Челябинске было запроектировано и построено монолитное железобетонное бомбоубежище?
Как бы там ни было, к концу 1940-х отделка и переделка здания была завершена, прилегающие постройки снесены.
ххх
«Иногда я смотрела в окно, чтобы знать, когда ставить разогреть обед, – вспоминает Роза Орлова. – Муж звонил и говорил – выхожу из театра на обед. Правда, приходилось разогревать по нескольку раз, потому что, встретив кого-то по дороге, подолгу стояли и говорили о чём-то».
Во дворе дома режиссёр выгуливал собаку, а просто так на скамейке во дворе не сидел. Любил гулять пешком. Вместе с актёром Владимиром Милосердовым встречались у дома на площади и шли по проспекту до парка Гагарина, где вместе гуляли и беседовали среди сосен, а потом возвращались обратно, так же пешком.
А в квартире бывали в гостях знаменитые столичные гости, среди них – театральный критик Михаил Швыдкой, тогда он ещё работал в журнале «Театр», затем – министр культуры страны.
В «доме на площади» у Орловых бывали знаменитые актёры – Валентин Гафт, Ольга Остроумова. Константин Райкин, Галина Волчек. «Общались мы просто, нам было интересно друг с другом, давали друг другу творческую подпитку, – говорит Роза Орлова и уже с улыбкой добавляет: не думали, что надо сфотографироваться на память. Как это происходит сейчас».
ххх
В молодости Галина Щербакова жила в Челябинске, в Ростове, в Волгограде. Провинция – не рай небесный, говорила писательница, автор знаменитой повести «Вам и не снилось», сделавшая ее знаменитой. Но спустя годы те «челябинские» годы вспоминались ей очень светло.
«Я пытаюсь анализировать – почему? И думаю, это связано с тем, что эвакуированная в годы войны интеллигенция, особенно ленинградская, осела в Челябинске. Сразу после войны это была единая каша, в которой люди пытались выжить. А когда я приехала в 50‑е годы, то уже началось что-то образовываться… Стал строиться оперный театр, возник дивный симфонический оркестр. Я всё думала: откуда это? Челябинск – достаточно провинциальный город, почему здесь так легко всё это появляется? Раз – и построили оперный театр, раз – и приехал к нам Кондрашов с серией симфонических концертов. И вообще было очень много потрясающих гастролёров. Дрожжи, которые остались после эвакуации, дали замечательные всходы. Я до сих пор слежу за процессами культурной жизни, которые происходят в Челябинске, и думаю, что и сейчас он выше по своему нравственному, культурному потенциалу, чем Ростов, чем Волгоград».
ххх
В перестроечные годы среди гостей в квартире Белковских появились новые имена. Например, Александр Починок, чья случайная встреча с Владимиром Белковским стала важной, может быть, судьбоносной. После одной из встреч, где выступал молодой челябинский экономист, Белковский предложил ему попробовать стать депутатом Верховного Совета – все было впервые.
Белковский взвалил на себя большую часть оргработы, а институт, где он работал, выдвинул Починка для участия в кандидатской гонке. Как известно, победили, с этого и началась политическая карьера Александра Починка.
Всю жизнь Владимир Васильевич любил общаться с художниками, бывать у них в мастерской. У него, наверное, собрана самая большая фотоколлекция челябинского скульптора Льва Головницкого. Как-то даже с семьей отмечали у скульптора дома вместе Новый год. Автор «Орленка» подарил тогда сыновьям фотографа значки со своими творениями, которые хранятся до сих пор. А угощались печеной картошкой, с тех пор , если готовят сами такую, называют: «по-головницки».
ххх
Дед Ольги Лебедевой - Василий Забабашкин приехал с женой в Челябинск в 1938 году и с тех пор уже не одно поколение этой семьи живет в этой квартире «дома на площади».
Ольгин отец, Лебедев Вениамин Михайлович был кандидатом физико-математических наук. Работал государственным инспектором по радиологической обстановке Челябинской и Курганской областей. Принимал участие в создании института биофизики в Челябинске.
«На мемориальной доске на доме написано, что здесь у своих знакомых бывал в гостях Тимофеев-Ресовский, - говорит Ольга Лебедева. – Так вот этими знакомыми были мои родители, и бывал «Зубр» у них в гостях в этой квартире».
Фрагменты из книги «Дом на площади» наш сайт публиковал ранее.