Инопланетян мы никогда не увидим, уверен ученый
В так называемом парадоксе Ферми сформулирован вопрос о том, почему мы, несмотря на наличие миллиардов звезд только в нашей галактике и их неисчислимое количество во Вселенной, не сталкиваемся с признаками никакой развитой цивилизации.
Парадокс был сформулирован великим ученым несколько десятилетий назал, с тех пор над ответом на этот вопрос бьются как представители точных наук, так и философы.
Березин считает, что парадокс Ферми имеет банальное решение, которое не требует никаких противоречивых предположений. Но его будет трудно принять, говорит ученый, потому что оно предсказывает нашей собственной цивилизации будущее, гораздо худшее, чем вымирание.
В ранее предложенных учеными вариантах решения парадокса, считает Березин, их авторы слишком узко определяли инопланетную жизнь. Физик говорит:
Это могут быть и подобные нам биологические организмы, и описанные в фантастике распределенные умы планетарного масштаба, и взбунтовавшийся искусственный интеллект - это совершенно не важно. С точки зрения определения внеземной жизни важен единственный параметр – физический порог, на котором мы можем наблюдать ее существование. Для простоты Березин называет его «параметр А».
Если цивилизация существует, но не достигла «параметра А» - в развитии межзвездных путешествий или передачи сведений о себе, то мы о ней и не узнаем.
А если цивилизация совершает экспансию в межзвездном пространстве, то у Березина на этот счет есть мрачная теория: первая жизнь, достигшая способности к таким путешествиям, обязательно уничтожит всю конкуренцию. И не обязательно сделает это сознательно, из жестокости. Она может просто не заметить чужие формы жизни.
И само человечество в случае его межзвездной экспансии Березин считает будущим потенциальным разрушителем тех миров, которые мы сейчас ищем. Иными словами, кто первым вышел во Вселенную, тот последним ушел, и мы теоретически можем стать победителем в этой конкуренции, даже не осознав, что участвовали в ней.
Потенциальное разрушение чужих миров, по Березину, не будет преднамеренно разработанным и организованым. Просто заполнение пространства своими точными копиями станет полностью неограниченной системой, не поддающейся попыткам ее контролировать.
Это настолько пугающий вариант решения парадокса, что сам Березин предупреждает: он надеется, что его теория ошибочна.