Как Ермак стал современным политиком
Между тем факт остается фактом – Ермак начал дело присоединения Сибири к Российскому государству. И никто другой после уже не смог в народном сознании занять это место.
А происходило все здесь – на границе Урала и нынешней Сибири. О чем напоминают нам, сегодняшним зрителям, и знаменитая картина Сурикова и работы менее известные, но также важные для сохранения исторической памяти.
Для этого и стараются умалить роль открывателей Сибири, в частности, Ермака. Историческая логика той эпохи свидетельствует о том, что Ермак действовал в рамках плана царя Ивана IV. Причём, форма реализация этого плана – мирное освоение Сибири – нередко остаётся за кадром в истории Ермака, его миссия называется завоеванием, несмотря на мирное, торгово-культурное начало в этой миссии.
Противоречивые легенды вокруг имени Ермака дискредитируют не столько имя, сколько его миссию – привести Сибирь в лоно России. А это значит, что сегодня дискредитируется легитимность миссии Ермака и её результаты, которые налицо.
Потеря же легитимности миссии Ермака грозит потерей общего правового контекста.
Несмотря на сложившиеся международные правовые нормы, понятно, что даже за очевидное приходится бороться. И Ермак, память о нём, должны сыграть здесь важную роль. Потому что Ермак ведёт за собой память народа, который освоил Сибирь путём огромных усилий.
Необходимо постоянное обновление памяти о Ермаке, чтобы подтверждать снова легитимность его миссии.
Стоит вспомнить фильм-эпопею «Ермак». Съёмки фильма были начаты в СССР в 1986 году и длились десять лет с перерывами. Премьера состоялась на ОРТ в октябре 1996 года. Это один из самых продолжительных и дорогостоящих проектов советского и российского кинематографа конца XX века. Роль Ивана Грозного в этом фильме стала последней в жизни Евгения Евстигнеева. Натурные съёмки фильма проходили в Сибири, в Алтайском крае и на Урале, а также в подлинных интерьерах Московского Кремля.
Поэтому появления Арнольда в фильме про Ермака не состоялось.
Фильм состоит из пяти серий: «Рождение атамана», «Царские ослушники», «Неизведанная Сибирь», «От плахи к почестям», «Бессмертие».