Как общественность будет контролировать проекты Национального оператора? В Новоуральске прошло совещание
Уточним, в ходе недели экологии пункт финальной изоляции РАО вблизи Новоуральска посетили представители общественности и СМИ Челябинской, Томской и Ульяновской областей. Они познакомились с процессом эксплуатации и реконструкции хранилища, получили информацию об обеспечении экологической безопасности объекта. Итогом мероприятий стал семинар «Экологические аспекты при создании пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов», прошедший 17 октября в музейно-выставочном центре.
По российскому законодательству, обязательному захоронению в специальных хранилищах подлежат все РАО. До размещения их в пунктах финальной изоляции отходы можно содержать на специальных лицензированных площадках или передавать на хранение предприятиям, владеющим лицензией на временное хранение.
Что же представляет собой пункт захоронения РАО вблизи Новоуральска? Первая очередь находится в эксплуатации, окружена забором. Вторая - по виду обычная стройплощадка. Стоят башенные краны, по специальным рукавам рабочие подают бетон, которым заливают опалубку с металлоконструкциями. Это не обычный объект. Аналогов в России пока нет. Пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов третьего и четвёртого классов в Новоуральске - первый в нашей стране.
Срок эксплуатации этого объекта четко определен — с 2016 до конца 2036 года. После этого загрузки площадку закроют, поверхность засеют травой. Будет похоже на аналогичные объекты в той же Франции.
Общественность и журналисты Челябинской области посетили этот объект в Свердловской области прежде всего для того, чтобы понять, как и что будет делаться на аналогичном хранилище в их регионе. В Озерске (Челябинская область) подобный объект начнут строить уже в следующем году, чтобы завершить стройку к 2023 году. Пункт захоронения радиоактивных отходов разместится вдали от населенных районов, в санитарной зоне ядерного объекта ПО «Маяк». Сама необходимость в создании такого объекта назрела давно. Ежегодно в Озерске образуетсяпорядка тысячи кубометров отходов 3-4 классов.
Такие же объекты захоронения РАО, кстати, планируется построить в других городах России. Новоуральск послужит примером.
Главное в теме обращения с радиоактивными отходами – обеспечить безопасность. Именно поэтому РАО не перевозят на большие расстояния. Пункты захоронений строят там, где уже ранее были созданы временные хранилища. Каждый объект финальной изоляции имеет многоуровневую защиту. Это похоже на слоеный пирог. Смысл в том, что даже в случае разрушения одного слоя защиты беда не случится, радионуклиды не вырвутся наружу.
Радиоактивные отходы упаковывают в отдельные контейнеры, помещают в специальные ячейки. Доставать их отсюда потом уже не планируется. Контейнеры засыпаются толстым слоем бентонита, заливаются бетоном, вокруг создается глиняный мешок.. Таким образом обеспечивается гарантия от проникновения воды. Мало того, будут работать и специальные датчики. Они смогут определять состояние содержимого хранилища весь период хранения, пока РАО не станут безопасными. Это ориентировочно 500 лет.
Никита Медянцев, руководитель пресс-службы Национального оператора, пояснил на встрече:
По этому поводу, отметил Медянцев, существует российские и международные документы. Россия подписала соответствующую международную конвенцию.
Что касается хранилища в Новоуральске, то на этом предприятии, подчеркнул Медянцев, налажен обязательный входной контроль. Радиоактивные отходы принимаются только в соответствии с критериями приемлемости как по химсоставу, так и по упаковке. Все принимаемые РАО снабжены паспортами. Опасные грузы проходят дозиметрический контроль и спектрометрический анализ. Емкости с РАО при этом не вскрываются.
Эксперт-эколог ФГУП «НО РАО» Екатерина Шилова на встрече с общественностью рассказала о проводимой экологической политике Национального оператора.
Интересными вышли доклады генерального директора ООО «АНК-Сервис» Александра Сапрыгина «Производственно-экологический контроль на ПЗРО вблизи Новоуральска» и заместителя председателя Общественной палаты Юрия Колмакова «Основы общественного контроля на примере пункта финальной изоляции РАО 3 и 4 классов в Новоуральске»
Заместитель директора «Новоуральского экологического центра» Наталия Скрипина в ходе обсуждения в Новоуральске высказала мнение о необходимости актуализации действующих нормативно-правовых актов. Поскольку есть вопросы применения природоохранного законодательства к хранилищу национального оператора как потенциально опасному объекту. Профессор Томского политехнического университета Леонид Рихванов подчеркнул целесообразность создание системы финальной изоляции радиоактивных отходов с научно-технологической точки зрения. Добыча и обогащение урана, выработка ядерного топлива, эксплуатация АЭС и выработка электроэнергии, атомные подводные лодки и ледоколы, ядерный оружейный комплекс, космические установки, радиационные и химические технологии, исследовательские реакторы — все это становится источниками радиоактивных отходов. В России около 1300 мест, где они хранятся. Именно НО РАО старается локализовать отходы, надежно оборудовав хранилища.
Первый заместитель директора ФГУП Южно-Уральский институт биофизики ФМБА России Анастасия Дмитриева рассказала об опыте института по обращению с радиоактивными отходами. Она отметила необходимость для Челябинской области ускорить процесс создания пункта финальной изоляции РАО 3 и 4 классов. Именно в Челябинской области накоплен весьма значительный запас РАО.
Как же общественность будет участвовать в экологическом мониторинге пункта финальной изоляции радиоактивных отходов в Новоуральске? По инициативе членов Общественной палаты ведется контроль проб атмосферного воздуха, подземных вод, биоты, снежного покрова на данном пункте. По словам руководителя Информационного центра по атомной энергии Челябинска Ларисы Матвеевой, активное участие в деятельности предприятия и постоянное получение достоверной информации позволят решить актуальную для российского общества проблему радиофобии.
Любая экологическая организация вправе подать заявку и провести собственное независимое исследование.
Фото Екатерины Галкиной