14.05.2008 10:34

Калитвинцев: Лобановский объединил нас общей целью

Во вторник, 13 мая, исполняется шесть лет, как ушел из жизни легендарный украинский тренер Валерий Лобановский. О великом "мэтре" вспоминает экс-динамовец Юрий Калитвинцев.

Юрий Калитвинцев один из тех футболистов "Динамо", который выступал под руководством Лобановского, а после завершения игровой карьеры пересел на тренерскую скамью. В беседе с корреспондентом АМИ "Новости-Украина" Калитвинцев вспоминает о возвращении великого тренера в Украину, самых ярких победах "Динамо" и о феномене Лобановского в целом.

Когда Лобановский снова возглавил "Динамо" в 1996 году, команда сразу же заиграла по-другому. Что поменялось с возвращением Васильевича?

Я бы сказал, что он поглотил нас своей фундаментальностью, своей мощностью. Немного поменялось отношение, немного поменялся тренировочный процесс. Всегда с приходом в команду нового тренера появляется какой-то всплеск, а потом все становится на свои места. Но когда приходит не новый тренер, а человек с таким именем, то тот всплеск, который появился в "Динамо" с его приходом, продолжался до ухода Васильовича...

К тому же у нас было такое поколение футболистов, что многие или играли под его руководством или наоборот выступали против "Динамо". То есть для нас имя Лобановского было не ново. В каких-то разных ипостасях мы с ним уже сталкивались.

А вы помните, о чем сразу подумали, когда узнали о возвращении мэтра?

Конечно, прекрасно помню. Некоторые говорили, что я не буду играть. Мол, и возраст, и требования, и нагрузки. Но для меня приход Лобановского стал стимулом доказать, что те люди, которые так думают, глубоко ошибаются.

И конечно было интересно поработать с тренером, который в свое время воспитывал Демьяненко или Заварова. Я всегда болел за "Динамо", и это имя - Валерий Лобановский, - для меня значило очень много. И когда Васильевич пришел в команду, я знал его требования, знал, что нас ждет, и психологически был готов к этому. Мне всегда было интересно работать с людьми, которые требуют дисциплины, и у которых кроме первых мест других задач нет.

В чем же, на ваш взгляд, секрет Лобановского, который за три года сделал из "Динамо" полуфиналиста Лиги Чемпионов?

Когда он пришел, то имел полную информацию по тем людям, которые были в команде. Он видел, где можно усилить или где наоборот укрепить то, что уже было. По правде говоря, Лобановский пришел ведь не на пустое место. Был ли это набор людей или сбалансированная команда – это уже другой вопрос. Но тогда в "Динамо" были как молодые, так и опытные футболисты.

Главное - он объединил нас общей целью. Он заставил нас поверить в то, что мы не хуже "Баварии", "Ювентуса" или "Барселоны". То есть, он элементарно заставил нас поверить в себя и заразил той целью, что чемпионат и Кубок Украины – это конечно хорошо, но куда интереснее - побеждать и достигать триумфа в Европе.

В команде Лобановского кроме белорусов Белькевича с Хацкевичем блистали исключительно украинские футболисты. Васильевич не любил легионеров?

Во-первых, в те времена еще не была так развита практика приглашения легионеров. А во-вторых, почему Лобановский не любил работать за рубежом?! Тренировочный процесс любой ведь может провести, пусть даже правильно или неправильно. Но самое главное – это микроклимат, чтобы команда состояла из единомышленников. Для этого нужно общаться. А через переводчика, какой бы он ни был, все равно не будет такого результата. Но думаю, что от, например, Зидана Лобановский, если бы ему тогда предложили, не отказался бы…

Вы пошли по стопам мэтра и тоже стали тренером. Что-то позаимствовали у Лобановского для своей работы?

Естественно, время, которое мы проработали вместе, не прошло даром! То, от чего я сейчас отталкиваюсь – это, как всегда нас учил Васильевич, – дисциплина на поле, дисциплина в быту и уважительное отношение друг к другу.

А можете вспомнить какой-нибудь интересный случай с Лобановским. У него ведь, говорят, было отменное чувство юмора…

Помню, шла теория, был очень серьезный профессиональный разговор, и в это время прозвучала шутка со стороны Димы Михайленко. Мы немножечко головы в плечи убрали и думали, какая же будет реакция. Но Лобановский поддержал этот юмор, теория перешла в несколько другую плоскость и после этого мы с удвоенной энергией пошли тренироваться. К чему это говорю, к тому, что Лобановский сам умел шутить и самое главное, понимал шутки.

Определились кандидаты на должность ректора Южно-Уральского государственного медицинского университета Уголовное дело возбуждено после взрыва в подземном переходе в Челябинске Так никто и не решился разрезать «коронавирус» на куски Как измерить давление без тонометра В Брянске появились лжеволонтеры

Лента новостей