Открытие Грузии с Ото Имерлишвили. Часть четвертая
Продолжение. Начало
С Боржоми нам не повезло. Когда заехали сюда первый раз, шел проливной дождь. Решили в тот день использовать время по-другому. А при повторном заезде уже общий график поджимал. Времени гулять по парку, увы, не оставалось.
Просто набрали знаменитой боржомской воды, глянули по сторонам (кстати, было очень уютное ощущение) и погнали в Вардзиа. Вот об этом памятнике стоит сказать подробнее.
Пещерный город Вардзиа был создан в XII-XIII веках. Выдающийся, без преувеличения, памятник средневекового грузинского зодчества. На протяжении 900 метров вдоль левого берега Куры в отвесной стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. В нижней части комплекса даже конюшня сохранилась. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.
Мы посетили здесь не так уж много комнат, но лично мне впечатлений хватило. Крутые перепады высот, местами очень низкие потолки, сбитые на длинных лестницах ступени, что при отсутствии современных поручней делали передвижение по пещерам весьма затруднительным. Как тут вообще можно было жить? А ведь жили и даже воевали!
В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот пещерный комплекс был создан в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары, к которой в Грузии почти везде особое, трепетное отношение.
Этот монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры от вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля.
В 1283 году в Самцхе (это неподалеку) произошло крупное землетрясение, в результате от скалы отделился и упал в реку Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение.
Но как достопримечательность интересен по сей день. Особенно когда выходишь из одной пещеры в открытый переход, опираешься о перила (в открытых местах перила все же установили) и видишь, что ты вообще-то находишься на адской высоте.
Дело было к вечеру, когда мы спустились с пещерного города на твердую землю. У меня подрагивали колени. Ото со смехом поглядывал на меня.
А наш сын Святослав, мне кажется, так толком знаменитые пещеры не разглядел. У него нашлось занятие поинтереснее. Еще когда мы поднимались к пещерам по извилистой дороге, он вдруг поднял с земли улитку, которых тут после недавнего дождя было множество. Сын посадил улитку на руку и пошел, глядя только на свою находку. Под ноги не смотрел вообще, что меня сильно нервировало. Подкармливал улитку на ходу листочком, пересаживал с руки на руку, трогал за усики. Сказал, что нашел, наконец, своего питомца, которого хочет увезти домой. Большого труда стоило его отговорить. Мол, сдохнет же этот питомец из-за длинной дороги и без привычной обстановки. Жалеть потом будешь.
С местом для ночевки после Вардзиа возникли варианты. Можно было остановиться в маленькой гостинице тут же, на берегу Куры. Хотя условия проживания там не вдохновляли. Можно было ехать дальше и искать гостиницу поприличнее. Но времени на это не оставалось.
Ото вдруг предложил поехать к своей однокласснице, у которой в паре километров от пещерного города есть участок на берегу небольшого озера (и с которой он не виделся со школы, то есть лет 20). Там вроде есть, где остановиться. Мы решили рискнуть. И не пожалели!
Этот вечер в горах вблизи небольшого озера, поросшего камышом, мы теперь вспоминаем как, наверное, лучший за всю поездку. Встреча одноклассников после долгой разлуки – всегда событие. Но главное внимание все-таки хозяева местечка уделили нам, а не Ото. Природа в Грузии красивая везде, но все дело в людях.
Условия проживания здесь оказались спартанскими: вагончик, в котором четыре кровати с панцирными сетками. Но этого нас совсем не напрягло. Тем более что из крана в вагончике лилась настоящая родниковая вода.
На этом участке, где хозяева – одноклассница Ото по имени Мака и ее супруг Мераб – родников оказалось аж три. На пути одного Мераб вырыл маленький бассейн, в который запустил пойманных в озере рыбок – карп, сазан, форель. Из других просто можно было напиться чистейшей воды.
Хозяева достали из холодильника баранину, поставили на стол яблочную водку, вино и добрую закуску. Застолье вскоре началось. А после первых тостов Мака и ее старшая дочь Тако (взявшая в руки национальный музыкальный инструмент) запели. Да как запели! Таких ярких концертов на Первом канале не услышишь.
Наш сын быстро освоился в новой компании. Вместе с Тако они сплели из хвоинок венки. Один из них Святославу надели на голову. Смотрелось необычно. А я, как потом выяснилось, выпил практически в одиночку пол-литра яблочной водки – и мне было удивительно хорошо!
Утром Мераб, узнавший, что я люблю рыбачить, предоставил резиновую одноместную лодку, удочку и наживку в виде хлеба. На озере возле камышей клев шел непрерывный. Но при ловле на хлеб нужна очень быстрая реакция. Да и клевала, похоже, мелочь. В общем, рыбы я не поймал, но удовольствие все равно получил. Вдобавок ни на озере, ни вокруг не было комаров, которые меня ан Урале так любят! Зато лягушек было море. И вечером накануне они такие славные концерты закатывали.
Утром уезжать отсюда совершенно не хотелось, но пришлось. Мы поехали прямиком в крепость Рабата. Это главная достопримечательность города Ахалцихе. К этому моменту мы уже посмотрели несколько крепостей. Но данная крепость – случай особый. Она очень большая по территории и очень красивая. Эту древнюю крепость долго и тщательно в современной Грузии восстанавливали.
Рабата находится на полдороги между городом Боржоми и пещерным городом-монастырём Вардзиа. Крепость основана давненько, аж в XIII веке, с XVI века находилась под властью Османской Империи. В XIX веке перешла под покровительство Российской империи, потом вернулась грузинам. Но в XXI век крепость вошла в удручающем состоянии. Фактически это были развалины.
И в 2011 году было принято решение полностью восстановить её первоначальный вид. Это последний масштабный проект президента Саакашвили. На реставрацию выделили 20 миллионов долларов. Затраты большие, но и результат впечатляет. Нынче территория восстановленной крепости занимает семь гектар, которые делятся на нижнюю часть (современную и бесплатную) и верхнюю (историческую и платную). В верхней части есть мечеть Хаджи Ахмед Паши (Ахмедийе) с позолоченными куполами, небольшая христианская церковь, музей Самцхе-Джавахети, непосредственно сам замок Джакели, помещения бывшей тюрьмы, музей, красивая беседка с фонтаном и усыпальница паши. С башни замка открывается прекрасный вид на окрестности. В крепости Рабата фотографировать можно бесконечно. А еще здесь грузины любят справлять свадьбы. Теперь это популярный туристический объект.