С новым курсом?

С новым курсом?С новым курсом?То, что уже давно прогнозировали экономисты, о чем говорили банкиры и на что намекали меняющиеся цифры в окошечках обменных пунктов, – свершается. Нацбанк 21 мая сменил официальный курс доллара, а 22 - отменил свое решение. Работа с принципом "ревальвация как средство борьбы с инфляцией" в действии?

Обвал подкрался "незаметно"

О том, что надо бы "что-нибудь" ревальвировать, активно заговорили еще в феврале текущего года. Именно тогда, глава Национального банка Украины Владимир Стельмах вновь вспомнил об успехах 2005 года, общей недооцененности украинской валюты, а заодно и спрогнозировал неадекватные прикидкам Кабмина темпы роста инфляции, борьбе с которыми укрепление гривны обязательно поможет.

Поговорили – и не забыли. Напротив, события 2005, когда в последний раз сменился официальный курс родных денег, стали примером того, как можно сравнительно безболезненно провести почти шоковую терапию. Напомним, той весной курс изменился на 2,7 процентов (с 5,19 до 5,05) и это смогло "пригасить" инфляцию. По итогам года она составила 10,3 процента при прогнозированных 13-14 процентах. Тогда основанием для ревальвации послужили традиционные для подобных ситуаций аргументы: наша валюта недооценена (об этом "Подробности" уже рассказывали), доллар падает по всему миру, а гривна к нему слишком сильно привязана; профицит внешней торговли (весной 2005 объемы экспорта превышали объемы импорта) привел к увеличению не подкрепленной производством денежной массы на внутреннем рынке. Тогда экстренная смена курса (о которой мало кто знал за стенами Нацбанка – включая, если судить по реакции, и министра экономики Сергея Терехина) хоть и напугала банкиров и обывателей, но действительно несколько стабилизировала ситуацию. Резкость решения же объяснялась попытками избежать спекуляций на валютном рынке: возможность купить гривну подешевле, а продать подороже была бы слишком соблазнительной.

Ревальвацию-2005 страна пережила почти успешно: пострадали экспортеры, чьи доходы уменьшились, и те граждане, которые хранят сбережения в национальной валюте заокеанского государства, порадовались импортеры и потребители долларовых кредитов. А поскольку экономике удалось выиграть несколько процентов у инфляции, в целом операция "Уроним курс" были признана успешной. Как показывает практика, настолько успешной, что избежать повторения было бы сложно.

Впечатляющая инфляция 2008 года вместе с не впечатляющими потерями долларом позиций на мировом рынке спровоцировали разговоры о необходимости ревальвации. С февраля, когда о ней заговорили впервые, ситуация к лучшему не изменилась. Цены продолжали расти, американская валюта, к которой украинская привязана практически "намертво" все дешевела и дешевела, а банкиры настойчиво предлагали сменить курс. Предполагалось, что критический момент наступит в середине весны, но 24 апреля руководство Нацбанка хоть и в очередной раз признало необходимость ревальвации, но отложило ее "на потом". На следующий же день эксперты начали наперебой заверять украинцев: держать сбережения в долларах опасно, его падение не минуемо. С одной стороны, опасения, с другой, традиционное предпраздничное стремление избавиться от валютных накоплений и погулять на славу, привели к тому, что курс в обменниках, который и без того еще в марте прочно обосновался ниже пятигривенной черты, начал стремительно падать. На межбанковских торгах доллар стоил уже 4,8, на улицах украинских городов – и того меньше – около 4,7. По окончании празднеств ситуация несколько стабилизировалась, и сомневающиеся в судьбе своих сбережений граждане перевели дух. А зря: 20 мая Кабмин обратился к Национальному банку с просьбой укрепить курс. Нацбанк согласился рассмотреть предложение правительства на заседании совета 22 мая. Но, как и весной 2005 года, окончательное решение было принято неожиданно: 21 мая официальный курс изменился с 5,05 до 4,85, - а на следующий же день - заветировано советом. Сторонники перемен объясняют аргументируют тем, что к ревальвации готовились заранее, а реальный курс все равно уже изменился – утром того же 21-го на межбанке доллар торговался уже на уровне 4,65 (чем благополучно побил рекорд почти семилетней давности). Впрочем, положение вещей от этого не меняется: в 2005 главному банку страны удалось сыграть на опережение, в 2008 же затянувшиеся полуистерические разговоры о ревальвации привели к тому, что шоком она не стала. К падению курса все морально подготовились – это плюс. Но курс, временно переустановленный Нацбанком, все равно не соответствует конечному (утром 22 мая таблички обменников "радовали" зрителей циферками "4,5") – это минус. Нельзя исключать вероятность того, что курс "для потребителя" через некоторое время синхронизируется с официальным (хотя с учетом "всемирного падения" - это маловероятно), но пока всех больше заботят последствия ревальвации для инфляции.

Замкнутый круг?

Стандартное воздействие укрепления национальной валюты на экономику спрогнозировать несложно: экспортеры проигрывают (сокращение доходов никого не радует), импортеры – выигрывают, а национальные "аналоги" импортеров могут пострадать от уменьшения конкурентноспособности их продукции, что, в свою очередь, может спровоцировать некоторое падение уровня производства. Для Украины подобные перспективы выглядят не слишком вдохновляюще: торговое сальдо с 2005 года отрицательно, и не известно, как на нем отразится недавнее вступление нашей страны в ВТО. Главный банкир страны высказал опасения в том, что экспортные обязательства по отношению к партнерам по Всемирной торговой организации могут спровоцировать дефицит на внутреннем рынке. "Не знаю, сможем ли мы из-за рубежа оперативно получить (расширенное поступление товаров – "Подробности"), а они от нас получат - это точно: будут требовать, чтобы экспорт от нас шел и так далее. Этот вопрос может повлиять (на инфляцию – "Подробности"), поскольку будет уходить определенная продукция", - считает Владимир Стельмах. И, судя по всему, какими бы ни были проблемы экономики Украины, в последнее время они замыкаются на инфляции.

Итак, на сегодня заинтересованных лиц более всего волнует вопрос: поможет ли ревальвация приостановить инфляцию. Традиционно ответов на него два. Первый: поможет, но незначительно (может "скостить" от одного до трех-четырех процентов), ведь по-настоящему эффективная антиинфляционная политика должна быть комплексом и монетарных, и административных методов. И, пока с административными методами (сиречь, программой действий авторства Кабмина), все еще неясно, особо рассчитывать на ревальвацию не стоит. Правда, некоторые международные эксперты считают, что инфляция в Украине во многом обусловлена привязкой гривны к доллару, а поскольку по всему миру американская валюта дешевеет, то падение ее курса бьет и по нашей экономике. "Доллар камнем падает вниз, а значит, Украина импортирует инфляцию. Самое главное – снять эту привязку, очень срочно нужно сделать это", - считает старший научный сотрудник международного института имени Петерсена Андерс Аслунд. И поскольку, по мнению Андерса Аслунда Украина импортирует 12-процентную инфляцию, отвязка гривны от доллара и привязка ее хотя бы к корзине валют может спасти ситуацию.

Второй ответ на сакраментальный вопрос предсказуем: нет, ревальвация в борьбе с ростом цен не поможет – и давать его могут в том случае, когда инфляция от колебаний курсов валют зависит менее всего. Причин для "бешенства" рынка хватает: как внешних, так и внутренних. Рост цен – это не персональная проблема Украины: и энергоносители, и продукты питания стремительно дорожают на международном рынке. Тем более что 21 мая стало знаменательным днем не только для украинского доллара, но и для нефти – цена за баррель перемахнула через очередной барьер в 130 долларов и составила 130,28 доллара. Тенденций к заметному понижению стоимости топлива нет, а значит – рост цен остановить будет трудно.

Кроме общемировых трудностей, по экономике Украины бьют и внутренние проблемы. Нацбанк считает основным инфляционным фактором рост социальных выплат из бюджета, что стимулирует темпы роста доходов населения. Каждую отдельно взятую семью увеличение "нетрудовых прибавок" радует, но в масштабах страны эти выплаты не подкрепляют ростом производства. А "виртуальные" деньги имеют обыкновение обесцениваться.

Еще одним промахом правительства, о котором идет речь в монетарном обзоре Нацбанка за первый квартал 2008 года, является провоцирование дефицита денежной массы на украинском рынке. За первые три месяца текущего года "содержимое" счетов Кабмина увеличилось в 3,5 раза, до 15,6 миллиарда гривен. Подобная практика, по словам директора украинского Национального института стратегических исследований Юрия Рубана, может привести к "денежному голоду", который ударит по росту ВВП, что при нынешнем темпе инфляции небезопасно С другой стороны, Кабмин выигрывает от ревальвации – его активы подорожали. Правда, рано или поздно деньги "изголодавшемуся" рынку придется "вернуть". А вброс подобных масс в силах спровоцировать новый виток роста цен, что может, в свою очередь, нивелировать успехи укрепления курса.

Кроме того, ревальвация мало чем поможет бороться с инфляцией "маленьким украинцам". Моральное удовлетворение от того, что гривневые доходы в пересчете на доллары стали выше, тещит самолюбие. Но на суммы, оставляемые в супермаркетах и на базарах укрепление национальной валюты повлияет мало. Ревальвация дает основание для понижения цен только на импортные товары. И не исключено, что незначительно подешевеет электроника или бытовая техника. А основная инфляционная нагрузка, как известно, сейчас лежит на продуктах питания. В то же время, падение курса доллара может подстегнуть рост инфляционных ожиданий. Уже с начала года прозорливые производители закладывают в стоимость товара "амортизационные расходы" на "а вдруг все будет дорожать, а мы продешевим". В таком случае цепная реакция приводит к тому, что цены растут даже без объективных на то оснований. Правительство уповает на новый урожай, но он, скорее всего, стабилизирует цены, но не поможет им упасть. И, наконец, ревальвация очень серьезно бьет по владельцам валютных накоплений, держателям гривенных кредитов, и, едва ли не более всего, по тем украинцам, чьи оклады рассчитываются в долларовом эквиваленте. Их положение – самое незавидное: расходы из-за инфляции растут, а доходы из-за ревальвации уменьшаются.

В защиту населения сразу же вступило "теневое правительство". Неожиданно солидарным с ним оказался и совет НБУ. Двадцать второго мая в ходе заседания члены совета наложили вето на решение Владимира Стельмаха. То ли Нацбанк, то ли правительство, то ли страна в целом оказались не готовы к принятию решения. Синхронизация усилий тут действительно нужна. В обратном же случае предполагаемая ревальвация рискнет обернуться новым витком инфляции. Замкнутый круг получается?

Казаки ищут представителей ЛГБТ на улицах Екатеринбурга «Роснефть» просит налоговых льгот у Путина Солистка Little Big снялась обнаженной в ванне Почему человек больше не летает на Луну? Или собирается? Эрдоган сообщил «радостную весть»: Турция обнаружила природный газ в Черном море 

Лента новостей