Зачем на крыше челябинского дома установили «гробы»?
Как говорится, публика оживилась в комментариях увиденного.
«Наследство периода борьбы с излишествами в архитектуре 50-х годов. Здание «кастрировано» по сравнению с проектом», - предположил один из авторов.
«Дом построен в 1937 году по документам. Ещё в самый разгар излишеств, так что вряд ли вы правы».
«Есть много зданий, построенных ранее, где во время ремонтов затем убирали скульптурные группы и разнообразные «вазы с фруктами» , поскольку их восстановление было затратным».
Я решил обратиться за разъяснениями к краеведу, профессиональному строителю Игорю Стоякину.
Он ответил: «В центре аттик, по бокам акротерии (подробнее в инете)».
Обращаюсь к Яндексу – спрашиваю про «акротерии», которые по бокам.
Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, также акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.
Так что, как говорится, «все по плану». А что увидится кому-то в этом – дело каждого.
Поскольку затронулась тема борьба с архитектурными излишествами, есть повод узнать подробности из истории «челябинского плацдарма».
— На смену борьбе с «архитектурным упрощенством» 1930-х годов пришла борьба с «архитектурными излишествами» 1950-х, - говорит челябинский строитель и краевед Игорь Стоякин.
Коль скоро основные строящиеся тогда в центре города здания были мои, меня и подвергли основной критике. У нас, как известно, привыкли искать козла отпущения.
К нам в город прибыл высокий чин – заместитель председателя Госстроя РСФСР некий Печенкин. Меня пригласили на совещание. Во время своего выступления я доложил, что, по сути, мои дома не содержат каких-либо «архитектурных излишеств». Они будут самые высотные в городе, но это оправдано их ролью в застройке и местоположением. Однако всё это не удовлетворило приезжего начальника, и он обрушил на меня шквал критики. Я постарался продолжить своё выступление, снова повторил, что его предложение снять верхние этажи – это глупость, поскольку эти этажи наиболее экономичные. И если уж вести речь об экономии, то он со своими предложениями, — а было видно, что это не архитектор, а функционер, — как раз и приводит к неоправданным расходам».
— В процессе борьбы «с архитектурными излишествами» произошли изменения во многих архитектурных проектах строящихся жилых домов и административных зданий, - говорит Стоякин. — Это — жилой дом с магазином «Уральские сувениры» по проспекту Ленина, автором был Александров. Пришлось исключить из проекта три верхних этажа, эркеры, колонны, башенку и венчающий её шпиль.
В жилом доме по улице Кирова, 86 (автор тот же - Александров) были исключены из проекта колонны и лоджии, три портика с третьего по шестой этаж.
В знаменитом жилом доме на площади Революции, 1 (автор его снова Александров) были исключены из проекта три верхних этажа. Стал ниже на два этажа и жилой дом с кинотеатром «Спартак» по проспекту Ленина, 19 .
В далеком уже 1956-м году было пересмотрено 55 групп строящихся жилых домов, административных зданий и объектов культурно-бытового назначения.
В газете «Челябинский рабочий» в марте 1956 года в статье «Некоторые вопросы строительства Челябинска» пояснялось, что корректировка генерального плана города вызвана «необоснованным расширением улиц, преувеличением размеров площадей, созданием кварталов со сложной конфигурации, затрудняющих применение типовых проектов». В статье также подверглась критике творческая деятельность ряда архитекторов, – отмечает Стоякин.