Зачем у египетских статуй отбивали носы?
Может показаться естественным, что за тысячи лет древний артефакт будет поврежден, а нос, выступающий на трехмерной статуе, сломать легче всего. Но когда сбитые носы обнаруживаются и на плоских рельефах, у исследователей поневоле возникают вопросы.
Задавшись таким вопросом однажды, куратор фондов Бруклинского музея египетского, классического и древнего ближневосточного искусства Эдвард Блайберг занялся поиском ответа.
Сравнивая поврежденные статуи и рельефы, датируемые с 25—го века до н. э. до 1-го века н. э. с неповрежденными аналогами, он сделал выводы, что увечья наносились намеренно и целенаправленно.
Визуальная культура Египта оставалась неизменной на протяжении тысячелетий. Эта преемственность способствовала стабильности государства. Но вторжения внешних сил, борьба за власть между династическими правителями и другие периоды потрясений оставили свои шрамы.
Древние египтяне верили, что сущность божества может обитать в образе этого божества, а часть души умершего человека может обитать в его статуе. А поврежденная часть тела больше не может выполнять свою работу и теряет силу.
Без носа статуя-дух перестает дышать. Отрубить уши статуе бога -- лишить ее возможности слышать молитву. У статуй людей, делающих подношения богам, отбивали левую руку, которой совершались подношения.
Даже мелкий грабитель гробниц был обеспокоен тем, что умерший человек может отомстить, но если искалечить его изображение, то он не найдет обидчика.
С самого начапа египетской истории встречаются намеренно поврежденные мумии и изображения людей. Фараоны регулярно издавали указы с ужасными наказаниями для тех, кто осмелился бы угрожать их подобию.
Эдвард Блайберг пишет и о политических мотивах, по которым наносились изьяны статуям. Так правители переписывали историю в свою пользу.
Например, наследие двух могущественных египетских цариц — Хатшепсут и Нефертити — были в значительной степени стерты из визуальной культуры. Правление Хатшепсут представляло собой проблему для легитимности преемника Тутмоса III. А изображения Нефертити пострадали из-за того, что ее муж Эхнатон совершил религиозную революцию, заменив бога Амона на Атона. Его сын Тутанхамон восстановил прежнее поклонение Амону и разрушал статуи Эхнатона тщательно и эффективно. Заодно пострадали и изображения Нефертити.
Блайберг подчеркивает, что разрушители не были простыми вандалами. Они не губили изображения беспорядочно. Точность их зубил предполагает, что это были квалифицированные рабочие, обученные и нанятые специально. Часто предметом уничтожения было только имя человека в надписи. Значит, наносящий ущерб человек умел читать.
С течением времени менялись культурные нравы. В раннехристианский период в Египте статуи местные боги уничтожадись, как изображения языческих демонов. А после мусульманского вторжения в VII веке египтяне потеряли всякий страх перед этими древними ритуальными объектами, и каменные статуи регулярно использовались в качестве строительных блоков. В средневековых здания Каира часто можно увидеть распиленную древнюю статую, встроенную в стену.