Закон каждый носит с собой в кармане в виде «браунинга». Современники о Челябинске – сто лет назад
В ней он собрал высказывания и цитаты людей, известных и оставивших свой след и в истории города и истории страны. Наша публикация – дань памяти заслуженному человеку и журналисту, которого уже нет с нами, а для нас, горожан возможность узнать много любопытных фактов из истории своего города.
Итак, несколько отрывков из этого уникального издания, которое легко умещается на ладони.
Шведский композитор и фольклорист Вильгельм Гартвельд написал в своей работе «Каторга и бродяги Сибири» в 1912-м году :
«Мне пришлось побывать почти во всех городах европейской и азиатской России, был я и на Кавказе, но смело ручаюсь, что ни один город не носит такой поразительной и исключительной физиономии, как Челябинск. Если вы читали гениальные рассказы Брет Гарта из жизни и нравов дальнего запада Америки, то вы получите представление о нравах в Челябинске. Это какой-то «вольный город» , для которого закон не писан…»
Еще: «Нравы Челябинска зависят от того, что он является каким-то распределительным пунктом для ссыльных, больше всего уголовных, и что последних собирается в городе до двух тысяч человек. .. Закон каждый носит с собой в кармане в виде «браунинга», так как с наступлением темноты без такого «аргумента» никто на улицу не выходит…» .
В «Историческом вестнике» в 1909-м году российский публицист Анна Нечаева писала:
«Челябинск резко отличается от других провинциальных городов тем, что чиновничество в нем не является господствующим классом и не задает тона…Более постоянный класс населения состоит из крупного купечества, мелких торговцев и железнодорожников.
… В Челябинске есть все, но все скороспело, все сделано с горячкой, которая мешала солидно и основательно подумать над делом. Дома растут в Челябинске с быстротой поганых грибов после дождливой погоды , и, конечно, обладают таким же крупным недостатком, то есть все непригодны для жилья и тем не менее берутся нарасхват. Явление это очень понятно и легко объяснимо. Город так быстро растет, потребности так быстро назревают, что их не успевают удовлетворить с надлежащей добросовестностью…»
Другой российский публицист Николай Лендер в 1909 году в «Вестнике Европы» пишет:
Такое впечатление производил город на приезжих.
Конечно, многое в жизни города изменилось. Изменилось и его место на Урале и в России, он давно стал одним из тех городов, про который говорят «опорный край державы».
Но знать, с чего все начиналось, помнить об этом, нужно.
И еще одно мнение – Евгения Елисеева, бывшего вице-мэра города, затем представлявшего Челябинскую область в Совете Федерации, из книжки Александра Золотова «Мой Челябинск»: «Лет через 20-30 Челябинск вернется к своим естественным истокам, но уже на более высокой стадии – станет крупнейшим мировым перевалочным пунктом. Здесь товары будут готовить для последующего продвижения и реализации в самых различных странах. Именно это занятие станет основным для жителей города, который вполне может превратиться в торговую Мекку. Тому будут способствовать всевозможные транспортные магистрали , пересекающиеся в Челябинске. Южно-Уральская железная дорога – одна из самых напряженных в России, В последующие годы ее роль еще более возрастет, В немалой степени благодаря Транссибу в ХХ1 веке город окажется в самой гуще мирового интеграционного процесса».
Насколько окажется точным это предсказание покажет история. Нашего города.