9 мая они ушли на фронт, с которого многие не вернулись. Танковый корпус сверх плана
9 мая 1943 года состоялись проводы на фронт бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса.
Сейчас о том дне и тех событиях в Челябинске напоминает монумент танкистам-добровольцам, установленный как раз, на месте, где они давали клятву землякам.
Фигура танкиста символична: стоит он на башне танка в шлеме, но еще в рабочем фартуке.
Накануне очередного праздника Красной Армии в феврале 1943 года в Государственный комитет обороны пришло письмо. В нём первые секретари Свердловского, Молотовского (Пермская область) и Челябинского обкомов партии просили разрешения сформировать добровольческий танковый корпус.
Через несколько дней из Москвы пришла одобрительная телеграмма от Сталина.
Так и случилось: все, вплоть до пуговиц, покупали на «рабочие деньги».
В каждой из трёх областей Урала предстояло сформировано по танковой бригаде. Для них челябинцы должны были изготовить 74 танка, набрать и за месяц обучить около трех тысяч бойцов.
И все это нужно было сделать сверх плана. Каким был план во время войны, и что могло быть за его невыполнение, говорить не нужно.
За полторы недели марта было подано почти 50 тысяч заявлений стать бойцами-танкистами.
На озере Смолино в марте 1943-го проходило обучение будущих танкистов.
Добровольцев на фронт собирали всем миром: люди приносили продукты, тёплые вещи, полотенца, носки, портянки.
9 мая 1943 года на площади перед челябинским главпочтамтом состоялся исторический митинг, где бойцам зачитали наказ от трудящихся Южного Урала.
Автором текста наказа был троицкий писатель Анатолий Климов. После утверждения текста в обкоме было изготовлено большое количество типографских копий. В итоге под текстом наказа поставили подписи 1 миллион 257 тысяч человек - практически всё взрослое население Челябинской области.
В клятве бойцов, командиров и политработников Уральского добровольческого танкового корпуса были такие слова:
«Уральцы, родные наши! Нам, сынам своим, поручаете вы защиту Советской Родины, свободы и независимости Отечества».
Свой первый бой уральские танкисты приняли в конце июля 1943 года во второй фазе Курской дуги, вошедшей в историю как самая страшная танковая битва.
За годы войны корпус стал прославленным, дошел до Берлина и Праги. Героями Советского Союза стали 38 гвардейцев-уральцев, еще 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами ордена «Славы» III степеней.
9 мая 1945 года во время Пражской операции первым в Прагу вошел танк под командованием гвардии лейтенанта Гончаренко. В бою за мост через Влтаву танк Гончаренко был подбит, а сам лейтенант погиб.
За два года участия в Великой Отечественной войне Уральский добровольческий танковый корпус освободил от гитлеровских захватчиков сотни городов и тысячи мелких населенных пунктов, десятки тысяч людей вызволил из гитлеровского рабства.
Уральскими танкистами в мае 1945 года был освобожден из концлагеря премьер-министр Франции Джолио Элиот с супругой.
Об уникальности судьбы Уральского корпуса после войны скажет Николай Патоличев, руководивший обкомом партии в Челябинске в годы войны: здесь соединились несколько начал патриотизма, важных для победы. Это добровольность, сверхплановость и формирование корпуса на народные средства, собранные всем миром.
Стоит об этом помнить, когда стоишь у памятника танкистам-добровольцам на Кировке в Челябинске. Об этом напоминают и страницы вышедшей недавно книги «По городу, которого нет на карте», посвященной Танкограду и его людям.