20.12.2007 15:36

Ансамбль танца имени Вирского отпраздновал 70-летие

Гала-концертом в Национальном дворце "Украина" во вторник Национальный ансамбль танца имени Павла Вирского завершил празднование своего 70-летия. Даже то, что хореографические постановки основателя коллектива и нынешнего его руководителя Мирослава Вантуха были показаны вперемешку, не смогло скрыть от корреспондента колоссальной разницы в их понимании народной хореографии.

Бессмертный брэнд Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины имени Павла Вирского за 70 лет существования настолько крепко утвердился в сознании почитателей, что теперь легко собирает полный зал при полном отсутствии рекламы. О поддержке доброго имени ансамбль все же заботится, но делает это в основном в узком кругу профессионалов, специализирующихся на народном танце. Так, юбилейные тожества коллектива растянулись на целый месяц и помимо двух гала-концертов включали в себя фотовыставку в Доме президиума Академии искусств, II Всеукраинский фестиваль-конкурс народной хореографии имени Павла Вирского (два концерта его победителей, отдельно в профессиональной и любительской группах, состоялись на сцене Национальной оперы) и научную конференцию "Современное народное хореографическое искусство Украины".

Фестиваль-конкурс показал, что с народным танцем дела обстоят плохо, а ансамбль имени Вирского продолжает оставаться едва ли не единственным форпостом постепенно отмирающего искусства. Истоки подобной "жизненности" стоит искать в фигуре балетмейстера-основателя. В ипостасях танцора и балетмейстера он в молодости успел приобщиться как к балетной классике, так и к зарождающейся в то время современной хореографии, переезжая из Одессы в Харьков, из Днепропетровска в Киев. В 1937 году он организовал, а на протяжении 1955-1975 годов, до самой смерти, возглавлял огромный танцевальный коллектив, который теперь носит его имя.

По постановкам Павла Вирского, показанным в нынешнем концерте, было видно, что его богатейший опыт в балетной классике и танцевальном модерне органично растворился в рассказах о казацких битвах и рукоделии украинских женщин прошлого. Они до сих пор смотрятся ярко и увлекательно не только потому, что в каждой из миниатюр ярко прорисован внутренний сюжет, но и благодаря редкой изобретательности движений, где фольклорный канон дополнен акробатикой на пределе возможностей человеческого тела. В "Ползунце" мужчины ансамбля, практически не поднимаясь с корточек, каждый в своем индивидуальном танце, вытворяют чудеса. Чем-то сходны "Запорожцы" с "Вышивальщицами" - с той только разницей, что первые играют сценическим орнаментом с помощью длинных копий, а вторые - с помощью разноцветных веревок. В "Ой, пид вишнею" трио солистов весело изображает кукол из вертепного действа (дивчину, парубка и старого) - большую часть номера они проводят на шпагате. Завершавший вечер "Гопак" - это уже классика не только танца, но и "театра в театре", где для каждого из солистов, исполняющих умопомрачительные трюки, главными зрителями являются все же не те, кто в зале, а коллеги-танцоры, выстроившиеся полукругом вдоль всей сцены.

Постановок нынешнего руководителя ансамбля Мирослава Вантуха было гораздо больше. Их сильной стороной является не индивидуальность рисунка, а завораживающая, первобытная ритуальность. Как, например, в "Русской сюите", где выстроенные в линейку танцовщицы в белых сарафанах описывают круг, сохраняя идеальный строй. Вирского лучше смотреть из партера, с "ближнего прицела", плетеные хороводы или движущиеся узоры Вантуха в "Волынских узорах", "Гуцульской рапсодии", "Цыганском танце" и других хореографических картинах легче оценить издалека.

Если в творческом потенциале Мирослав Вантух все же уступает своему великому предшественнику, то по организационной части он смог добиться многого. Помимо студии, которая с 1962-го работает при ансамбле, в 1991 году начала работу хореографическая школа, а совсем с недавнего времени в распоряжении 105 артистов балета и 30 оркестрантов имеются четыре репетиционных зала. Однако, по мнению нынешнего руководителя ансамбля, даже не это самое главное. Танцоры, побывавшие в шестидесяти странах мира с неизменными аншлагами, в этом году впервые за много лет проехались с юбилейными гастролями по городам Украины - чтобы страна не забыла своих героев.

Событийный туризм на Южном Урале - расписание на лето В Брянске вандалы разгромили Парк поколений 100 ребят стали участниками мастер-класса в Карабаше звезд RCC Boxing Министр внутренних дел наградил брянскую журналистку В Киеве женщина родила на избирательном участке

Лента новостей