21.01.2008 23:43

Критика бюджетного разума

Критика бюджетного разумаКритика бюджетного разумаТо, что бюджет-2008 малоперспективен и излишне дефицитен, было понятно с самого начала. Как и то, что его придется серьезно пересматривать. Но процесс пересмотра резко стартовал не со стороны Министерства финансов, а из президентского лагеря. Будто и не гордился Виктор Ющенко доновогодним принятием "главной сметы" и ее социальной ориентированностью.

Хилое дитя бюджетного процесса

Бюджет, принятый 28 декабря последним предпраздничным усилием народных избранников, нельзя назвать провальным - жизнь покажет, а до конца года еще далеко. Но то, что у "финансового младенца" будет трудная жизнь, понятно стало еще осенью.

В конце сентября на одном из последних заседаний старого состава парламента был принят к рассмотрению более чем спорный бюджет авторства Николая Азарова. Основная "спорность" заключалась в том, что при подготовке законопроекта учитывались уже не актуальный уровень инфляции и тогда еще актуальные, но излишне оптимистичные цены на энергоносители (об этом "Подробности" уже писали). Парламент сменился, правительство тоже ожидало своей очереди, а президент в октябре категорически отказался подписывать проект бюджета. И не только потому, что не реалистичный, но и во многом из-за того, что Минфин не отнесся с достаточным уважением к приоритетам и инициативам главы государства. Бюджет предполагался излишне "правительственный", ориентированный на "программно-распределительные" идеалы Партии регионов, и совсем-совсем не президентский.

После того, как 18 января Юлия Тимошенко и "бютовско-нунсовская" сборная заняли правительственные кабинеты, в Министерстве финансов закипела работа. В кратчайшие сроки (объективная реальность требовала, да и президент подгонял) было необходимо так перелицевать уже подготовленный бюджетный проект, чтобы он и макроэкономическому положению вещей соответствовал, и все пожелания заинтересованных сторон учитывал. Как всегда, угодить всем не удалось.

Бюджет-2008 во многом ориентирован на улучшение жизни каждого маленького украинца. Поэтому в нем и прописано увеличение среднестатистических выплат: пенсий, стипендий, минимальных зарплат, "госспонсирования" рождения детей. Заложенное еще при Викторе Януковиче и Николае Азарове повышение всего во многом обусловлено как объективной необходимостью "что-то решать" с уровнем жизни населения, так и тягой к насущному подтверждению предвыборных обещаний. К тому же, время показало, что то, что наобещала одна власть, выполнять будет другая. И правительство Юлии Тимошенко лишь незначительно изменило цифры, иллюстрирующие рост потенциального благосостояния граждан. Не зря ЮВТ традиционно считается премьером, едва ли не больше всех склонным "проедать" бюджетные средства "социалкой".

Это почти традиционное "проедание" предполагалось "прикрыть" таким же почти традиционным источниками доходов: приватизация и реприватизация, потенциальный пересмотр принятых ранее решений и взлет экономики (как же без него). К взлету бюджет был готов плохо: "записанную" в него инфляцию в 9,6% предполагалось поменять уже в марте, а до тех пор уповать на менее стремительный рост цен. К тому же, со всем этим бюджетом, дефицит которого составлял около 18 миллиардов гривен, нужно было не только "обязательную программу "откатать, но и выполнить общекоалиционные предвыборные обещания вкупе с президентскими пожеланиями. Например, вернуть вклады или перевести армию на контракт.

Пересчет пенсий/стипендий/зарплат начался в начале января, как и было запланировано. И "сбербансковские" деньги, пусть по тысяче гривен, но отдавать начали. Тем не менее, с первых дней после рождения бюджет был обречен на шквал критики. И если оппозиционеров не устраивали полумеры (Виктор Янукович сотоварищи вопрошали: где же необходимые сорок с лишком миллиардов гривен, необходимые для окончательной профессионализации армии), то чиновники сетовали на отдельные решения, которые ущемляют их права. С 18 января главный финансовый документ страны фактически "ходит под судом". Представители Верховного суда Украины сочли, что снижение уровня финансирования судов и социального обеспечения судей, нарушает права служителей Фемиды и обратились в профильный орган - Конституционный суд.

В почти всеобщей опере "Критика бюджета" решил исполнить свою партию и глава государства.

Бюджетная ария президента

На момент утверждения бюджета Верховной радой, "всеобщая смета" президента радовала. Но со временем стало понятно, что радовала и не столько сама смета, сколько факт ее утверждения. Виктор Андреевич, надо полагать, понимал, что без общегосударственного бюджета не появятся и местные. А самое главное, по словам заместителя главы Секретариата Александра Шлапака, больше всего президента радовало потенциальное повышение социальных стандартов жизни граждан уже с первого января. "В первую очередь, бюджет надо принимать потому, что в нем, благодаря социальным инициативам президента, заложены значительно более высокие социальные стандарты, чем те, которые есть сейчас", - подчеркнул Шлапак. Казалось, вот и появился в Украине уважительно относящийся к предложениям главы государства Кабмин, который принимает не "правительственный" бюджет, а "общий".

Ради таких высоких целей недовыписанному законопроекту прощалось почти все. Хотя отдельные моменты гаранта Конституции и смущали, но они касались преимущественно вопросов налогообложения (например, возврат НДС или возвращение налоговых льгот для аграриев). В целом же, в Секретариате сочли бюджет "подготовленным и сбалансированным". Оставалось только с ним жить и работать. Единственное, о чем правительство было предупреждено со слов Виктора Ющенко: работа над переделкой выстраданного бюджета должна стартовать уже в начале января, причем учитывать Минфину надо будет не только экономические реалии, которые оно само зафиксирует, но и пожелания парламентских фракций, местных властей и прочих заинтересованных сторон.

Сам президент свои "пожелания" начал высказывать уже 10 января. Главным условием стало "избежание всех рисков бюджетного процесса и экономических процессов для развития определенных отраслей экономики". А больше всего претензий у главы государства оказалось к недостаточному финансированию армии, недообеспечиванию нужд Евро-2012 и отсутствие новой концепции строительства социального жилья. Все замечания были важны, но не критичны, поэтому президентское "не подпишу, если", датированное 20 января стало неприятным сюрпризом для правительства.

Обязательное для решительного шага "если" объясняется обеспокоенностью Виктора Ющенко потенциальным ростом инфляции при существующем солидном дефиците "на грани приличий" - около 2% от ВВП. В силу того, что прогнозируемые цены у оптовиков будут выше, а увеличение социальных выплат в случае роста цен ничего не даст, глава государства готов к борьбе, в том случае, если правительство рискнет перейти дефицитный Рубикон.

Безусловно, как бывший глава Нацбанка Виктор Ющенко мог бы много рассказать о том, что такое инфляция и как с ней бороться, но методы, о которых он заговорил в интервью программе "Подробности недели", достаточно интересны. "Мы должны грамотно смоделировать экономику по кварталам, хорошо понимая, что все рынки, начиная от цен на продукты и заканчивая ценой на деньги, все должно быть урегулировано", - сказал президент.

Учет реальных, а не существующих исключительно на бумаге, цен - мера необходимая для "здоровья" бюджета, но вот пункт "регуляция" вызывает некоторые сомнения. Маловероятно, что Виктор Андреевич, большой поборник прав рыночной экономики, готов смело пойти на ручное управление ценами, с помощью которого с прошлой осени активно воюют с инфляцией в России. Тем более это выглядело бы нелогично, если вспомнить "Бензиновый кризис-2005", когда президент публично критиковал Юлию Тимошенко за тягу решать проблемы через договоренности и попытки регулировать цены нерыночными методами. Неужто сейчас Ющенко сам готов пойти на внедрение пресловутых "нерыночных" методик?..

Кроме как "присматривать за ценами", обязательным элементом борьбы с инфляцией президент назвал внедрение "управляемого дефицита". По словам Виктора Андреевича, на сегодня в расходной части госбюджета упущено слишком много "подводных" камней, вроде возврата НДС более чем на 8,5 миллиардов гривен. Глава государства настаивает на том, что власть обязана вернуть долги. Из каких средств - уже менее понятно, особенно если учесть, что сейчас правительству еще нужно исхитриться и найти 12 "приватизационных" миллиардов на выплаты компенсаций по вкладам Сбербанка.

Не обошел своим вниманием президент и газовую тему, которая, хоть и напрямую и не связана с бюджетом, но очень интересует правительство и его главу. В вопросах пересмотра "транзитных" цен Виктор Андреевич был строг: поднимать нельзя, слишком уж тут сложный вопрос, а иначе пострадает национальный рынок. Тема поставок энергоносителей зимой всегда актуальна, но то, что президент начал активно ею интересоваться тогда же, когда премьер санкционировала активную деятельность вокруг "Нафтогаза" и "РосУкрЭнерго", заставляет задуматься...

Законный повод для долгоиграющей критики

Бюджет всегда могут критиковать все, кому не лень - судьба у подобных законов такая. Трудно одновременно угодить всем. Но бюджет-2008 рискует стать рекордсменом уже на старте. Большая часть причин объективны, к примеру, инфляция, скорее всего, будет расти и, скорее всего, перерастет ожидаемые Минфином 12,5%. Ведь рост социальных выплат, которыми так гордятся и президент, и правительство, может повлиять и на более интенсивный рост цен, что прогнозируют эксперты, но на что старается не обращать внимания Виктор Пинзенык. Да и ожидаемые бюджетнонаполняющие приватизационно/реприватизационные мероприятия "теплых" чувств к бюджету со стороны деньги имущих не прибавят.

Тем не менее, если критика со стороны оппозиции вполне предсказуема (работа у нее такая), то активизация президента уже более интересна. В силу особенности политической системы президент не имеет прямого влияния на формирования бюджета, он может только советы давать, чем и занимается каждый год. Да и не может не болеть у президента-экономиста сердце за экономику страны. Хотя работать с бюджетом и пытаться воплощать его в жизнь - это задача и прямая обязанность правительства и его главы. Соответственно, и провалы и громкие успехи околобюджетной политики "бьют" в первую очередь по репутации Кабмина. Президент в случае провала всегда может умыть руки, он тут, мол, ни при чем, но и в "головокружении от успехов" поучаствовать ему не всегда удается.

А ведь очень хочется... Сам Виктор Андреевич считает, что "первый раз сложилась ситуация, когда у президента есть большинство в парламенте, и это большинство демократических сил. Сегодня мы можем к одному знаменателю привести послание президента, программу правительства, бюджет, региональные программы". Это действительно так, и, похоже, с точки зрения главы государства именно он должен сыграть первую скрипку. Если учесть, насколько тяжело "шло" назначение премьера через парламент, и то, что "слабыми звеньями" при необходимости с большей степенью вероятности окажутся именно "нунсовцы", то у президента действительно есть свое "демократическое большинство". Только все равно общественность к президентским коалиционным успехам равнодушна, и на первый план постоянно выходит премьер-министр и ее деятельность.

То, что Виктор Ющенко может достаточно ревниво воспринимать потенциальные достижения Юлии Тимошенко, стало заметно уже в начале "сбербанковской" эпопеи. Начинать "по-взрослому" (а не по 50 гривен на брата) возвращать деньги планировали все и уже давно, но пока только Юлия Владимировна решилась рискнуть экономической стабильностью по-крупному. Если оставить за скобками потенциальные риски для экономики страны, то на первом плане остается очевидный рейтинговый прирост для "деньговозвратителя". Премьерский пиар вокруг вопроса достиг таких масштабов, что и президенту захотелось "побыть в теме". Потому-то и появилось заявление о том, что Виктор Андреевич рекомендует "набрать обороты" и выдать первые транши по тысяче гривен за 2-3 месяца. Так Ющенко и к правительственной инициативе присоединился, и несколько поспособствовал нагнетанию и без того напряженной обстановки в отделениях "Ощадбанка".

Рейтинги - дело наживное, а вот более "материальные" инициативы главы правительства порой вызывают резкое отторжение. В первую очередь, речь идет о "маленькой газовой войне", которая в январе началась по инициативе Юлии Тимошенко. Как уже писали "Подробности", целью ЮВТ может быть не только благо родины, но и укрепление своих, когда-то заметных, а потом практически полностью утерянных, позиций в энергетической сфере. А президента нельзя отнести к очень заинтересованным в этом лицам. Ющенко может заметно беспокоить не только рост популярности Тимошенко в народе (до президентских выборов еще дожить надо), но и более актуальное увеличение зоны премьерского влияния. Прямыми методами бороться с тенденцией нельзя - будет слишком похоже на вынос сора из коалиционной избы, избиратели не оценят, а из косвенных остаются подковерные интриги и публичное порицание недостатков правления. А самый уязвимый для критики объект сейчас - многострадальный бюджет.

«Все друг другу родные»: Брянск привел приезжую женщину в восторг Глава ВЦИОМ Федоров: «Кадровые замены были не случайны» Американка оказалась единственной пассажиркой самолета на 156 мест Ученые предупредили о ядовитых медузах у берегов Анталии в Турции «Окунувшись» в онлайн, будем больше ценить все реальное, считает Леонид Парфенов

Лента новостей