Почему владельцы баз отдыха на озере Кисегач не развивают территорию
Как известно, санатории и базы отдыха здесь существуют еще с советских времен. А оказались они под угрозой закрытия потому, что часть земли здесь находится в ведении Минобороны, еще часть несколько лет назад была передана Федеральному агентству лесного хозяйства.
Поэтому развитие туристического бизнеса на этих участках стало практически невозможно.
Работа над проектом завершилась два года назад, проект прошел публичные слушания и был принят в установленном законом порядке.
Но параллельно в областном арбитражном суде рассматривалось дело о переводе части земель Чебаркуля в земли гослесфонда, которое было инициировано тогдашним руководствомЧелябинской области. Так, участок площадью 2366 гектаров перешел в собственность Российской Федерации, что накладывает ряд ограничений, в частности, запрет на новое строительство.
«Задачи у владельцев санаторных объектов и лесников разные, - считает предприниматель Андрей Самокатов. - Первые заинтересованы в развитии курорта и строительстве современной отельной сети, вторые же должны обеспечивать сохранность лесов и не допускать капитального строительства на данной территории. Но ведь базы отдыха достались нам с советских времен и требуют не просто ремонта, а полной перестройки».
Самокатов отмечает, что вокруг баз сейчас - бурьян и ржавые заборы, о благоустройстве берега речи даже не идет. «Как в таких условиях конкурировать, например, с курортами Краснодарского края? И уж тем более зарубежья?»
Говоря о более простых задачах для курорта Кисегача, предприниматель Самокатов поделился идеей создания единой набережной вдоль озера, которую нельзя было бы никому перегораживать.
Если провести благоустройство береговой прогулочной зоны, это сразу будет отличать дикие озера от тех, которые образуют курортную зону», - считает Самокатов.
Уже три года по этому поводу ведутся судебные процессы с собственниками баз отдыха. Отмечается, что базы отдыха были построены на озерах в 1960-е годы, и до 2013-го года военные на них не посягали.
Весной этого года прошло совещание с участием руководства полигона, Челябинского лесничества, Минобороны, а также министерства экономического развития Челябинской области и муниципалитета, где были предложены варианты исключения территории, занимаемой базами отдыха и жилым сектором, из запретной зоны военного объекта, но решение так и не было принято.
Предприниматели говорят, что из-за ограничений на строительство инфраструктура курортной территории находится сейчас в катастрофическом состоянии. Нет возможности подключения к энергосетям, они давно исчерпаны, канализационные сооружения нуждаются в реконструкции, проблемы есть и с водозабором на озере Кисегач.
Эксперты считают, что, пока земли находятся в ведении гослесфонда и Минобороны, вести какие-то туристические проекты здесь невозможно.
Председатель комитета по туризму челябинского отделения «Опоры России» Дмитрий Довбня считает, что одна из главных проблем связана с гидрологической системой курорта Кисегач. Довбня отметил очевидное: курорт должен быть не головной болью, а приносить доход в бюджеты муниципалитета и области.
Рабочая группа должна будет представить ему свои выводы 13 сентября.
Тот, кто был этим летом на территории курортов «Кисегач» и «Еловое», сделал для себя печальное «открытие» - мертвые здания, в которых не так давно шла курортная жизнь.
На территории санатория «Кисегач» есть несколько стендов, рассказывающих об истории старейшего санатория Южного Урала. Есть там стенд, где говорится, что большевики после революции хотели сделать на этом месте «уральский Кисловодск». И это у них получилось. В санаторий «Кисегач» приезжали поправить здоровье жители всего Советского Союза. На другом стенде говорится о том, что «золотым временем» в жизни курорта были 70-е годы ХХ века. Неужели «золотой век» курорта уже позади?
Стоит вспомнить, какой была жизнь на озере Кисегач и в санатории в конце 60-х годов, когда сегодняшние проблемы этих мест были далеко. Предлагаем вашему вниманию фотоснимки Владимира Белковского из альбома «Кисегач».