06.10.2017 13:35

Решить экологические проблемы Челябинской области помогут культура и время

Решить экологические проблемы Челябинской области помогут культура и время

Челябинская свалка превратится в холм с растительностью

В прошлом году все регионы России приняли дорожные карты по введению новой системы обращения с отходами. Но только десять из них пошли дальше и выбрали регионального оператора.

В начале обсуждения Ирина Гладкова привела цифру: каждый южноуралец (в расчет брались абсолютно все – от младенцев до 100-летних стариков) производит в год в среднем 223 килограмма мусора. Существующие полигоны не справляются с такой нагрузкой: старый мусор гниёт медленно, к нему добавляется новый.

Что происходит сейчас? Мусороперевозчики, которым мы платим деньги за утилизацию бытовых отходов, стараются сэкономить на дорогостоящей перевозке твердых коммунальных отходов (ТКО) на те площадки, где он сортируется и перерабатывается. Поэтому самые недобросовестные из них пользуются этакой «бесплатной» утилизацией. С грузовиков мусор сваливают где попало: в овраги, в лес. В лучшем случае отвозят его на старые и давно заброшенные полигоны.

Принципиальное отличие новой системы в том, что выбранный на конкурсной основе региональный оператор по обращению с ТКО будет получать деньги за совершённую перевозку по факту: только если довезёт мусор до места складирования или переработки.

«Подобная система начала реализовываться в Магнитогорском кластере. Она потребовала миллиарда рублей вложений. К 2019 году она заработает», - напомнила Гладкова.

Вторым важным моментом новой «мусорной» системы является рекультивация тех свалок, которые существуют на данный момент. Министр подтвердила что губернатором челябинской области Борисом Дубровским выделено 100 млн рублей на рекультивацию самых крупных свалок Челябинской области – магнитогорской и челябинской.

«В 2020 году этот проект должен быть полностью выполнен, - подчеркнула Гладкова. – Если будем успевать, то получим на эти цели федеральные деньги. Более того, могу вас порадовать новостью о том, что первый транш в 500 миллионов рублей мы уже получили. Это стало возможно потому, что, благодаря настойчивому желанию Бориса Александровича избавить южноуральцев от устаревших и не соответствующих нормам полигонов проект рекультивации разрабатывается опережающими темпами».

Как мы уже сообщали, по новой системе обращения с ТКО предполагаются раздельный сбор и сортировка мусора(пластик, стекло и т.п.). На вопрос журналистов, будет ли снижен тариф на перевозку для компаний, делающих это раздельно, министр подчеркнула, что, скорее всего, будет. Но суть в том, что раздельный сбор мусора делает некоторые отходы сырьём для последующей перепродажи. Это совсем другая экономика, которая будет стимулировать компании выполнять свои функции куда продуктивнее, чем любые льготные тарифы.

«Скажу вам честно, пока у нас нет площадей, куда этот разделенный мусор предполагается свозить. Можно, конечно, собрать отходы раздельно, а потом всё вместе свезти на свалку и вывалить в одну кучу, но зачем?», - пояснила Гладкова. В общем, пока по объективным причинам вопрос раздельного сбор мусора не рассматривается столь пристально, как хотелось бы.

Министр экологии подняла ещё один немаловажный вопрос – о культуре самих южноуральцев. Она напомнила, что культура формируется поколениями. Даже если завтра во всех дворах города появятся разноцветные урны для раздельного сбора бытовых отходов, нет никакой гарантии, что люди не то что в разные баки свой мусор положат, а что они его вообще донесут до урн.

Можно было бы безжалостно штрафовать нерадивых горожан. Но при таком количестве нарушителей пришлось бы создавать и содержать отдельную профильную структуру. Это экономически очень затратно и не соответствует курсу на оптимизацию расходов.

Фиксирующие датчики помогут понять, кто виноват и что делать

Новая система обращения с ТКО - федеральная государственная программа. А вот с предложением о введении отдельно рассчитывающихся квот на выбросы для промышленных предприятий области выступил челябинский губернатор Борис Дубровский. Выступил в том числе на федеральном уровне. Цель - раз и навсегда решить вопрос с недовольством граждан качеством атмосферного воздуха в городах. Теперь есть поручение президента и внимание федералов к этой теме. В этом мы можем убеждаться каждый раз, когда слышим об уголовных делах, заведённых в отношении руководства промышленников-загрязнителей.

Ещё в 2015 году все предприятия Челябинской области отчитались в достижении нормативов по выбросам. Тем не менее качество воздуха в городах осталось неудовлетворительным, это очевидно. Вывод: нынешние нормативы никуда не годятся, их нужно рассчитывать в каждом случае отдельно. На данный момент, как заверила Гладкова, законопроект об установке датчиков, фиксирующих количество определённых вредных веществ в атмосфере вблизи предприятий, готов и скоро будет рассмотрен.

«Это поможет в том числе ответить на каждодневно возникающий у жителей области вопрос, кто конкретно виноват в том, что в городе нечем дышать. И соответственно что делать. Это нормальное человеческое желание – знать, что называется, в лицо виновника своего плохого самочувствия», - заметила Гладкова.

Министр экологии области также напомнила, что не стоит ставить в один ряд выбросы от промышленников и загрязнения от магистралей. Однако 40% всех примесей в атмосфере исходят действительно от автодорог. Их негативное влияние в чём-то даже выше. Выхлопы машин – это, по сути, диоксид азота, который невероятно вреден для дыхательной системы любого человека.

«В год от челябинской свалки в воздух идет 63 тысячи тонн выбросов. Но большая часть из них - это метан, бесцветный и легко разносимый ветром газ. Я не говорю о тех случаях, когда свалка начинает гореть. В то же время в Челябинске 23 автомобильные магистрали, в Магнитогорске - 20, в Златоусте, Сатке и Карабаше – по 10 на каждый город. Просто представьте объёмы выхлопов!», - говорит министр.

Ирина Гладкова также заметила, что мелкие предприятия, на которые жители области нередко обращают внимание, тоже выбрасывают в воздух огромное количество примесей. Но суммы штрафов за подобные случаи бьют их больнее, чем промышленных гигантов, которым проще заплатить штраф и продолжать дымить дальше, чем стоить дорогостоящие очистные сооружения. Плюс к тому на крупные предприятия по факту не всегда есть управа:

«Остановить коксовое производство на «Мечеле» - это значит остановить «Мечел», который является одним из флагманов челябинской экономики. Поэтому госорганы, имеющие на это полномочия, относятся к такой возможности с осторожностью. Но и на гигантов можно оказывать воздействие. Если штраф платится разово, плата за загрязнение окружающей среды постоянна и оттого гораздо действеннее», - резюмировал главный эколог региона.

Что касается повторяющихся в последнее время режимов неблагоприятных метеоусловий (НМУ), которыми, как многим кажется, просто прикрываются заводы, то Ирина Александровна считает, что эти периоды, напротив, используются надзорными органами для повышения выявления всех существующих проблем. Поэтому предприятия, опасаясь внезапных проверок, чаще всего, прекращают на эти периоды свою основную деятельность .

Источник

Что не стоит есть на завтрак, рассказала медик Кононенко Возле школы в Брянске утонул пешеходный переход Отдых в Анапе: частный сектор в районе Сукко Путин не собирается «в грядущие дни» разговаривать с Порошенко Сайт Пари Матч создан для удобного беттинга в интернете

Лента новостей