«Тюлюкский рефлектор» появился в стихах, этюдах и работах фотографов
Возможно, что здесь мог бы появиться «литературный маршрут». Ведь это единственное на Урале, а может, и в России село, про которое написана целая книга стихов. Могла бы появиться галерея этюдов, написанных под тюлюкским небом. И даже фотовыставка здешних пейзажей. Тюлюк просится «в искусство».
Поэт Сергей Семянников, живущий в Челябинске, написал десятки стихов об одном месте на земле и его жителях – с именами и даже с фамилиями. Получился поэтический репортаж про Тюлюк.
Назвал он свою книгу «Тюлюкский рефлектор». Почему так? Может быть, вот почему:
Селенье находится в чаше.
Поэтому волны с небес
Сгущают сознание наше,
Усиливая интерес.
И чуткого сердца детектор
Внимает энергии звезд:
Работает чудо-рефлектор,
Хотя схематически прост.
Летние месяцы Сергей Леонидович вот уже много лет проводит в этом селе, расположенном вдоль горной речки Тюлюк, в «чаше» среди гор. Сюда трудно дозвониться из города, здесь время как бы замедляет свой ход.
«Чудо-рефлектор» сначала стал подсказывать отдельные образы и строчки, появились стихи. Каждое лето – по 10-20. Так, неделя за неделей, собралась книжка, которая давно стала редкостью.
Живу на Карла Маркса,
Дом с номером «один».
Ловлю сигналы с Марса
Антенною седин…
Это он написал про свое местонахождение в Тюлюке. После такой подсказки найти дом Семянникова было уже легко. На столе – пишущая машинка, привезенная еще с войны Федором Макаровичем Строканем. Когда-то поэт познакомился с ныне уже ушедшим из жизни военным разведчиком, подружился, написал стихотворение о нем. На этой старой пишущей машинке и рождались многие тюлюкские строчки.
В Тюлюке у поэта есть прозвище – Пушкин или Писатель. Если у кого-то нет здесь прозвища, пояснили местные жители, значит, человек этот малоуважаем, значит, про него нечего сказать. Так что Семянников, конечно, на прозвище не обижается.
Прозвища других людей «из Тюлюка» он тоже «вводит» в свои стихи. А еще прозвища «спасают» в некоторых ситуациях - в деревне много однофамильцев и порой можно просто спутать одного с другим.
Я приезжаю летом не в село,
Где все душе сулит добрососедство,
Я возвращаюсь возрасту назло
В почти уже забытое мной детство…
Как-то Семянников вспоминал: «Детство я проводил в Курганской области у прадеда в деревне, и когда впервые прошелся по тюлюкским улицам, посмотрел на дома, пришло ощущение: а ведь здесь по большому счету ничего не поменялось со времени, когда я был мальчишкой. И это ощущение меня вдохновило, стало давать новые мысли и ощущения. До жизни в Тюлюке я ничего подобного не писал».
Есть в «тюлюкском цикле» стихотворение, которое называется «Русский молчок» - философские наблюдения о современной жизни.
Настораживает то,
Что про эти годы
Не сложил еще никто
Песни или оды.
Не такой, что бракодел
Пишет ради денег,
А такой, чтобы запел
Каждый современник…
Ведь действительно, всегда жизнь в России отражалась в песнях. И вдруг -
Неожиданно – молчок.
Объяснишь едва ли.
«Эти мысли пришли так, - пояснил автор, - ходил по лесу, собирал грибы, листья под ногами шуршали, птички чирикали и вдруг – эти мысли. Понял: душа народная спит, не отзывается на лживое время. Вспомни, сколько последняя война родила настоящих песен! Оказывается и беда бывает «правдивой».
Еще одно открытие, но уже совсем иного рода:
Что в мире этом бесконечном
Тебе лишь нужен закуток,
Где сердце думает о вечном
И смотрит больше на восток.
«Закуток» - это образ, конечно, а вот что за ним стоит – для душевного счастья, для душевной гармонии человеку не нужны огромные пространства, как это не покажется кому-то странным.
В деревенской глуши многое воспринимается по-особому, не как в городе, – заметил поэт.
Почему? Может быть, потому, что здесь меньше суеты , меньше фальши.
Как-то один мой знакомый, прямо скажу, не любитель стихов, взял книгу–«рефлектор» полистать. Вернул со словами: «Как чистым воздухом подышал».
Как-то, уже в городе, встретил Семянникова, разговорились: «Цикл стихов о Тюлюке растет, - сказал поэт, - может, удастся выпустить новую книжку про это село и его жителей».
Для этой книги, быть может, пригодиться и моя фотография, сделанная несколько лет назад в Тюлюке.
Семянников остановился тогда на мосту с Василием Ивановичем Шубиным. Они заговорили, к ним подбежал чей-то доверчивый пес. Получился деревенский портрет – поэт и один из героев его стихов.
Вот строчки про сельского жителя.
И учусь я тесать, топором проходя вдоль зарубин.
И забор горожу не до первых ветров, а навек,
Чтоб его оценил сам Василий Иванович Шубин –
Первый мастер в селе и вообще неплохой человек.
Такой вот человек на снимке. И такие стихи, которые живут и продолжают появляться.
Тюлюк - самобытное село, не случайно его любят туристы.
Любят бывать здесь и художники. Один их них Юрий Егаков.
С селом Тюлюк у челябинского художника связана не одна поездка. Как-то приезжал сюда художник на 50-летие к другу, поэту Семянникову. Стояли они вместе на природе – художник писал этюд, а у поэта родилось стихотворение «Песня». Оно тоже нашло свое место в книге «Тюлюкский рефлектор».
Жива еще культура.
Жива еще, жива.
Пускай Егаков Юра
И путает слова.
А как не путать, если
У друга юбилей?
Мы приняли «по двести»,
Чтоб стало веселей.
Такое озорное, полушутливое стихотворение, со строчками в конце него вполне серьезными:
А утром пересуды:
У каждого – грехи.
Но вот они этюды.
И песни. И стихи!
Халтура, не халтура –
Потомок разберет…
Жива еще культура.
Пока душа поет.
Так что люди творческие любят Тюлюк. Любят в любое время года, о чем напомнили фотографии челябинского пейзажиста Анатолия Шулепова. Он напечатал несколько тюлюкских пейзажей на странице в Фейсбуке. Я таким Тюлюк не видел, не был здесь зимой никогда.
Судя по снимкам, Тюлюк хорош в любое время года.