В погоне за доступным жильем

В погоне за доступным жильемВ погоне за доступным жильемСейчас в украинском политикуме циркулирует не так уж и много "модных" тем. Драка, газ, вклады, НАТО - вот, пожалуй, и все. Однако в число самых популярных настойчиво пробивается и тема дешевого жилья. Сначала премьер рассказала, как она будет с ним работать, а несколько дней спустя и президент озвучил свою точку зрения.

Кто тут за квартирой крайний?

Квартирный вопрос, который, как известно, портит всех и вся, серьезно влияет и на общеукраинский уровень бытового счастья. По-настоящему успешно сделать вид, что "мы тут что-то решаем", удалось разве что Никите Хрущеву. За последние же десятилетия, в силу комплекса исторических и экономических причин, количество пригодных для жилья метров росло далеко не прямо пропорционально потребности в них. Сегодня, по словам президента Украины, в очереди на получение жилья стоит 1,3 миллиона граждан. И даже эта немаленькая цифра может показаться излишне оптимистичной. Ведь есть очередь за бесплатными квартирами (да, в Украине до сих пор есть и такие - для льготников; они даже получают жилье, просто мало). Есть очередь за льготными кредитами на покупку или постройку жилья (за широко разрекламированными "молодежными кредитами" как раз тут выстраиваются). И, наконец, есть миллионы людей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не могут рассчитывать на государственное спонсирование и, в то же время, "осилить" банковский кредит.

Со льготниками все понятно: государство обязалось обеспечивать жильем отдельные категории населения. К примеру, военных, инвалидов или ветеранов ВОВ, если они в этом нуждаются. Но подавляющее большинство желающих сменить место постоянной регистрации все же не входит в их число.

Традиционно считается, что новые квартиры нужны в первую очередь молодым людям. Версия логична, и то, что государство пытается хоть что-то сделать для своих относительно юных граждан, внушает уважение. В основном, только уважение. Ведь получить сейчас кредит на льготных условиях настолько непросто, что не все рискнут и попытаться.

На сегодня главная проблема - недостаточное финансирование государственных программ. По словам председателя правления Фонда содействия молодежному жилищному строительству Валерия Омельчука, в 2007 молодежное кредитование получило из бюджета 64,3 миллиона гривен, что, с учетом растущих как на дрожжах ценах на недвижимость, выглядит не слишком впечатляюще. В силу "заторможенности" выделения средств очередь на кредиты для молодежи продвигается крайне медленно: между приемом документов и выдачей кредита может пройти пять-шесть лет.

Но и годы могут показаться не самым страшным. Проблема еще в том, что, согласно правилам выдачи такого кредита, очень многие даже молодые люди не могут претендовать на льготы. С возрастом понятно - до 35 лет. Отсутствие собственного жилья - тоже очевидно. А вот небольшая особенность, как справка о пребывании на квартирном учете - уже достаточно смущающее условие. То, что на учете стоят миллионы украинцев заставляет ужаснуться: согласно до сих пор действующим нормам, претендовать на улучшение жилищных условий могут в первую очередь жильцы тех квартир, где жилая площадь не превышает 7,5 квадратных метра на одного члена семьи (норма дана по Киеву, в других населенных пунктах она может варьироваться). Так что пять-шесть человек в стандартной трехкомнатной квартире - это еще ничего. Им льготное жилье не положено, есть и те, кому хуже.

Ипотека по-тимошенковски


Льготы - льготами, поддерживать тех, кому в силу разных причин собственная квартира не светит, наше государство обязалось еще в Конституции, в которой прописано право на собственное жилье (а еще - бесплатную медицину и образование). Но реалии рынка недвижимости таковы, что, несмотря на плавный рост зарплат, позволить себе такую роскошь, как банковский кредит может слишком небольшое число украинцев. И, в стремлении исправить ситуацию, Юлия Тимошенко предложила ударить по бесквартирью ипотекой.

Премьерская инициатива сразу же вызвала интерес у общественности. Обещание обеспечить гражданам реальную возможность приобретать жилье - один из пунктов программы БЮТ. А судьба вкладов Сбербанка показала, что Юлия Владимировна как-то уж очень рьяно взялась выполнять предвыборные обещания блока имени себя. Поэтому, на тот случай, если и этот посул реализуется на практике, стоило присмотреться к инициативе главы правительства.

Согласно прикидкам ЮВТ, "каждая семья, которая работает и имеет доход, будет иметь возможность через государственное ипотечное учреждение получить кредит на 25-30 лет для покупки жилья, причем без первого взноса, и годовые проценты не будут превышать 4-6 процентов". Уменьшение процентной ставки премьер планирует возложить не на коммерческие банки, а на Государственное ипотечное управление, которое и сейчас занимается "выкупом" кредитов у банков под нужды льготных категорий населения. А чтобы все желающие купить квартиру под такие "приятные" проценты могли реализовать свои мечты, правительство планирует заняться еще и увеличением количества жилых метров. Причем методом, о котором Юлия Владимировна много рассказывала еще в первое свое премьерство: путем реконструкции старых кварталов, застроенных преимущественно "хрущевками".

Планы главы правительства практически сразу же сочли малореализуемыми. На следующий же день нардеп и по совместительству почетный председатель правления "Киевгорстроя" Владимир Поляченко посчитал, что для реализации подобной программы каждый год понадобится тратить порядка 25 миллиардов гривен. Не смолчали и представители президентского лагеря. Заместитель главы СП Александр Шлапак сообщил, что он не знает, как правительство планирует "сделать это". Впрочем, тут же своим видением решения жилищных трудностей в масштабах страны поделился и сам президент.

Право доступа к жилью


В своих предложениях Виктор Ющенко был куда более конкретен. И если премьер просто озвучила направление, в котором правительство планирует поработать, то президент не только потребовал 500 бюджетных миллионов на реализацию своего очередного шага навстречу людям, но и раздал ЦУ всем "заинтересованным структурам (НБУ, коммерческие банки, Министерство финансов) за десять дней разработать схему реализации президентской мечты.

Мечта сама по себе не оригинальна: обеспечить народ доступным жильем. Пути обеспечения тоже не новы: "вычислить" особо нуждающихся в недорогих квартирах и продавать им их подешевле. По словам президента, программа рассчитана на семьи с доходом в 2500-3000 гривен, которые не могут сейчас позволить себе стандартный банковский кредит, а в существующие "льготные" программы по каким-либо причинам не вписываются. Еще Виктор Ющенко уточнил, что подобными доходами обладают примерно две трети от общего числа нуждающихся в жилье. Вот только глава государства не уточнил: то ли у последней трети доходы еще ниже, то ли в нее входят люди, "для которых этот вопрос является социально некорректным" ("поднапрягутся" и сами купят?).

С социальной составляющей президентских инициатив все ясно, с экономической - тоже ничего сложного. С точки зрения гаранта Конституции, сделать жилье доступным - это покупать его в кредит под льготные проценты, при условии, что государство погасит около трети стоимости квартиры. А "процентные" скидки должны обеспечиваться все тем же ГИУ и доброй волей коммерческих банков. Причем пока планируется, что "государственная треть" - это стоимость собственно земельного участка под строительство, ведь ориентировочно земля под "социальные" дома должна выделяться бесплатно (за счет чего окончательная стоимость квартир теоретически должна существенно снизиться).

При некоторой общей спорности президентских инициатив, в профильных министерствах уже вовсю анализируют перспективы внедрения "Доступного жилья". Так, например, министр регионального развития и строительства Василий Куйбида считает, что для начала нужно создать всеукраинский реестр жилищных ресурсов, а заодно подумать над внедрением налога на элитное жилье. Реестр - вещь полезная, а вот повышенное налогообложение дорогих квартир вызывает некоторые сомнения. Интересно, как будет оцениваться степень элитарности жилых "квадратов", особенно если учесть, что почти в каждом объявлении о продаже "новостроя" фигурируют "улучшенная планировка", "бесшумные лифты" или "стеклопакеты и индивидуальное отопление"... Свои сомнения есть и у министра ЖКХ Алексея Кучеренко, который справедливо опасается, что при отсутствии специального законодательного регулирования дешевое жилье сразу же рискует стать объектом спекулятивной купли-продажи. Так что - над идеей доступа к недорогому жилью еще нужно работать и работать.

Соцсоревнование

Так и получается, что в ближайшее время на глазах у изумленной публики развернется своего рода "социальное соревнование" между президентом и премьером: кто раньше и успешнее "внедрит" недорогое жилье в украинскую реальность. Сама по себе резкая "активация" вопроса не удивляет.

Вполне предсказуемо, что Юлия Тимошенко взялась путем публичного обсуждения популяризировать путь предвыборных обещаний к воплощению в жизнь. С президентом сложнее. С одной стороны, доступное жилье - это обязательный элемент улучшения жизни граждан, который фигурировал еще в "Десяти шагах навстречу людям". С другой - на протяжении последнего месяца для Виктора Ющенко уже вошло в привычку перехватывать инициативу у главы правительства. Сначала - вклады, потом - окологазовые вопросы, теперь вот - "социальное" жилье.

Подобное дублирование действий и политическому рейтингу может повредить, и экономику заметно встряхнуть (и без того "дырявый бюджет" с трудом может перенести попытки финансировать разные, а порой и взаимоисключающие, программы, касающиеся одного и того же). А вот с точки зрения пропаганды разных путей решения проблемы - подобное соцсоревнование выглядит вполне перспективным.

К сожалению, программы и премьера, и президента выглядят одинаково утопичными. Планы Юлии Тимошенко могут "успешно" разбиться об экономическую реальность. Действительно, необходимые масштабы финансирования Государственного ипотечного управления государственный бюджет просто не осилит. И тогда снова возникнут очереди или понадобится ввести ценз, по которому будет определяться, кто более достоин "социальной" квартиры. Путь настолько же тупиковый, как и существующие сейчас программы.

Утопичность же предложений президента, кроме всего прочего, заключается в их чрезмерной ориентации на добрую волю окружающих. Маловероятно, что коммерческие банки вдруг резко задумаются о том, как бы уменьшить процентную ставку для тех, кто не может платить по двадцать годовых. И еще менее вероятно, что президентские мечты спонсировать "социальное" жилье путем сокращения расходов на землеотводы (а заодно и уничтожить коррупцию в этой сфере) найдут бурный отклик у распоряжающихся земельными ресурсами. У нас, конечно, народ - собственник земли, но местные власти могут с этим поспорить. Или, и правда, выделят - под несколько домов на окраине. Будут своего рода "социальные гетто"...

Тем не менее, попытки высокопоставленных государственных деятелей "порешать" квартирный вопрос радуют уже самим фактов своего наличия. Вот только системности за этими попытками маловато. Начинать сначала (хотя бы пересмотреть еще "совковые" 7,5 "квадратов" на душу) никто не спешит: "плавная" деятельность - это не громкие заявления в стиле "Телемагазина на диване", тут работать надо, а не имиджевые дивиденды зарабатывать. Потому-то и рискуют "красивые и правильные" инициативы президента и/или премьера в очередной раз превратиться в показательные "гонки по вертикали" в преддверие очередных выборов. А жилье тем временем становится все менее доступным.

Владелец футбольного клуба «Лестер» погиб при крушении вертолета в Великобритании Бронзовая женщина на Кировке сдвинулась на 20 метров. «Чудеса» реконструкции? Чистой воды на Урале нет В Подмосковье вспыхнуло общежитие. Погибли двое, пострадали дети Самую первую форму жизни на Земле создали в лаборатории

Лента новостей