157 тысяч советских солдат казнили в Великую Отечественную советские военные трибуналы
Генера-майор Афанасьев вспоминает про действия Мехлиса, представителя Ставки Верховного главонокомандующего. Там, где появлялся Мехлис, вспоминает Афанасьев, людей гнали в бессмысленные неподготовленные атаки, которые неизменно заканчивались катастрофой. Но вслед за этим начинались поиски виноватых и бессудные расстрелы. Мехлиса потом перестали посылать на фронт. Но число его жертв не подсчитано даже приблизительно.
Историки, составители секретного «Стратегического очерка Великой Отечественной войны», отмечали, что общая численность комначсостава старшего и среднего звена, который погиб в результате репрессий 1941 года, неизвестна. По данным исследователя Печенкина, в период Великой Отечественной войны погибли и умерли от различных причин 458 генералов и адмиралов. Репрессиям при этом подверглись свыше 90 генералов и адмиралов. Из них 54 человека погибли (48 — расстреляны, 6 — скончались в тюремных застенках), что составило почти 12 процентов общих потерь советского генералитета за весь период войны.
В журнале «Государство и право» за 1995 год генерал-полковник юстиции А. Муранов опубликовал статью «Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны». Этот материал, основанный на реальных статистических данных, в корне меняет представления о том, как воевали советские солдаты. Оказывается, за годы войны трибуналами было осуждено 2 530 663 человека. Смертный приговор вынесли 284 344 солдатам и офицерам. Реально расстреляно было 157 593. Это численность примерно 15-ти дивизий! И это еще без учета работы судов общей юрисдикции, особого совещания при НКВД и внесудебных расстрелов органами СМЕРШ, заградотрядами. Для сравнения стоит сказать, что в царской России за период 1905-1917 годов по приговорам военных трибуналов казнили только 3087 человек. То есть в царской России бережнее относились к людям в 52 раза! Опять же без учета расстрельной работы НКВД, СМЕРШ и пр. В СССР, про который пели «Я другой страны такой не знаю, где так вольно дышит человек», на самом деле человеческая жизнь, увы, не стоила ровным счетом ничего.
При этом на фронте часто судили, можно сказать, ни за что. Если у солдата находили фашистскую листовку, которую он подобрал для самокрутки, если кто-то рискнул сказать, что у немцев хорошие самолеты. За воинские преступления было осуждено 792 192 человека, за общеуголовные — 1 266 483 и, наконец, за контрреволюционные — 471 988!. Почти полмиллиона контрреволюционеров насчитали на фронте за период Великой Отечественной. В результате в ноябре 1942 года начальник Главного управления военных трибуналов наркомата юстиции и главный военный прокурор Красной армии издали совместную директиву «О необоснованном возбуждении дел и осуждении военнослужащих по ст. 58–10, ч. 2 УК при обнаружении фашистских листовок, когда не обнаружено злонамеренности лиц, у которых обнаружены листовки».
Характерен случай с Елизаром Мелетинским, молодым офицером-разведчиком. Он знал немецкий язык. В его полевой сумке особисты нашли русско-немецкий разговорник и книгу лютеранских псалмов. На этом основании его обвинили в шпионаже и приговорили к десяти годам лагерей — «за антисоветскую агитацию с целью разложения Красной армии». В будущем Мелетинский стал всемирно признанным лингвистом.
Стоит сказать, что в корне иная ситуация с военными преступлениями на фронте была у союзников СССР. Британские военные трибуналы приговорили за период войны к смерти 40 своих военнослужащих, французские — 102, американские — 146.
Советский народ действительно победил в Великой Отечественной войне ценой огромных жертв. При этом врагов было на самом деле, выходит, двое: фашистская военная машина и сталинская репрессивная система. Так что победа была одержана совершенно точно не благодаря Сталину, а вопреки тому, что он и его сподвижники типа Мехлиса творили.
Стоит сказать, что Сталин поначалу называл цифры военных потерь СССР в Великую Отечественную на уровне 7 миллионов человек. При Хрущеве выяснилось, что погибших было в три раза больше. Уже в постсоветский период число погибших снова уточнили - 27 миллионов человек. Однако, видимо, и эти данные не окончательные. Два года назад на слушаниях в Государственной думе прозвучала ошеломляющие данные: 42 миллиона погибших советских людей.