Что хотела узнать Англия о горе Магнитной?
Историк разведки уральский краевед Анатолий Шалагин старается воссоздать некоторые страницы истории Урала и России, о которых раньше по каким-то причинам «забывали».
Им написаны две документально-художественные повести «Горящие свечи саксаула» и «Караван уходит в Чиру» – о добровольном вхождении казахских жузов в состав России и походах русской армии в Среднюю Азию.
Те события нередко называют колонизацией и экспансией. И не только, кстати, у наших «соседей».
- Так делается очередная попытка переписать историю, - считает Анатолий Шалагин. - Если обратиться к документам, хранящимся не только в России, то к середине XIX века между русскими пограничными линиями, с востока и запада охватывающими степь, добровольно пошедшую под русский протекторат, существовала большая брешь - порядка 800 верст.
Он отмечает, что англичанам не хотелось допустить роста влияния России в Средней Азии, им нужен был выход к Каспию с его ресурсами. И, конечно же, Лондон интересовал Южный Урал…
Хотя определенные сюжетные ходы в книгах уральского литератора вымышлены, канва повествования основана на документах. В его книгах немало отсылок к конкретным документам. Поэтому, и жанр, в котором работает, автор определяет как документально-художественный.
Анатолий Шалагин отмечает, что На Южном Урале в Оренбургской губернии в середине девятнадцатого века формировалась специальная агентурная группа подростков, которым предстояло проникнуть вглубь среднеазиатских ханств, осесть там и поставлять стратегическую информацию в Оренбург.
В документах эта группа называется «пастырями». «Сколько их было в реальности, я не знаю, - говорит автор книг. - Мне удалось узнать о шестерых. Почти все они погибли на чужбине и были похоронены под чужими именами за тридевять земель от родины».
Историк разведки считает, что Южный Урал в 30-40-ые годы XIX столетия был самой горячей точкой на российском пограничье. Здесь, в южном подбрюшье Российская империя не имела стратегического буфера, который мог бы в случае серьезного столкновения обезопасить метрополию.
А предпосылки для подобного столкновения были – Англия, стремясь обезопасить свое основное колониальное приобретение, Индию, пыталась окружить ее подконтрольными государствами. Так интересы России столкнулись с интересами Британской империи. И эпицентром такого противостояния стала степь и среднеазиатские ханства. Вот поэтому Оренбургская губерния и Южный Урал оказались, как говорится, на острие атаки.