День народного единства или день закабаления народа?
Итак, согласно официальной версии, 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа.
Между тем символом верховной власти и олицетворением суверенной государственности России был, понятно, не Китай-город, а Кремль. Только освобождение Кремля можно рассматривать как действительно важное событие. Взятие Китай-города - лишь эпизод Смутного времени. А Кремль был освобожден на два дня позже.
После сдачи Китай-города польские интервенты отступили на территорию Кремля. У осаждавших не было достаточно сил, чтобы захватить Кремль. Но проведенные переговоры принесли результат - поляки согласились уйти из Кремля без боя. Это произошло 6 ноября (если считать по новому стилю). Так что 4 ноября 1612 года вообще не произошло ничего столько-нибудь достойного с точки зрения истории России.
Известно, что это время было периодом смуты, гражданской войны в России. Которая в 1612 году вовсе не закончилась. Вдвойне интересно то, что поляка на царство в Россию вообще-то российские власти и пригласили официально, если кто забыл. Решением Боярской думы от 17 августа (по старому стилю) 1610 года московским царем решено было сделать польского королевича Владислава – при условии его перехода в православие и сохранения российского суверенитета. Идею посадить на московский престол Владислава поддерживал и патриарх Гермоген. Однако Владислав не принял тогда православие и не прибыл в Москву венчаться на царствие.
В России шла война с Речью Посполитой (с 1609 года) из-за приглашения шведских войск на русскую территорию для борьбы с Лжедмитрием II во время идущей шведско-польской войны. При этом Россия была еще и охвачена народными восстаниями. Того же Лжедмитрия поддерживала низовая часть московского общества. Часть российской элиты в таких условиях и вела переговоры с поляками, не видя сильной фигуры в России, которая могла бы стать царем.
По официальнйо версии, которая изложена в российских учебниках истории, после низложения Василия Шуйского 17 июля 1610 года власть в России перешла в руки боярской верхушки и фактически находилась в ее руках три года – вплоть до воцарения династии Романовых. Это явление известно как Семибоярщина. Однако на самом деле полноты власти не было в то время ни у кого, включая боярскую верхушку.
Стоит сказать, что польское войско в 1612 году, с которыми воевали Минин и Пожарский, не было вообще-то однозначно польским. В составе этого войска были немцы, венгры, литовцы, украинцы, смоляне (которые считали себя отдельным народом), даже некоторые московиты (включая князя Салтыкова). Есть иданные, что вообще большую часть так называемого польского войска составляли русские казаки! Которые, как известно, возникли из беглых крестьян и холопов, искавших свободы.
Запорожские, донские, волжские и уральские казаки появились во второй половине XVI – начале XVII века. Казачий принцип невыдачи своих полностью устраивал беглецов, отягощенных часто невозвратными долгами.
А после так называемого изгнания поляков из Москвы бунты, мятежи, иностранные интервенции и крестьянские восстания бушевали в Московии еще 6 лет – до конца 1618 года, когда было подписано Деулинское перемирие с Речью Посполитой. То есть никакой независимости России в 1612 года не утвердилось.
Есть предположение, что если бы королевич Владислав все-таки откликнулся на призыв русских бояр, это привело бы к объединению Московии с Речью Посполитой и образованию Славянской империи. Которая могла бы стать мощнейшим государством в Европе. Так называемое освобождение Москвы поставило крест на этом славянском союзе.
А если бы верх в войне взяли казаки (хоть при поддержке поляков, хоть без нее) могло бы возникнуть государство другого рода, в котором бы власти не закабаляли крестьян. Впрочем, это лишь предположение.
Факт лишь то, что после воцарения династии Романовых практически Россия жила в рабстве (крестьяне составляли большинство населения). Исключением были казаки, ставшие самостоятельным и свободным сословием.
Сегодня в России многие отмечают, что 4 ноября - непонятный праздник. Так называемый День народного единства фактически, наоборот, раскалывает общество. По большому счету изгнание поляков, казаков и их союзников могут праздновать москвичи (причем, не все). Казакам, украинцам, беларусам, татарам, мордве, северным народам, новгородцам, смолянам, не говоря уже о кавказцах и азиатах, праздник этот быть дорог не может по определению.
Кстати, что касается князя Пожарского, то он вообще-то поначалу присягал Лжедмитрию I и польскому королю Владиславу. Об этом современная российская власть вспоминать не любит.
Стоит сказать, что в 30-е годы ХХ века в Малой советской энциклопедии в статье, посвященной Пожарскому, было указано: "Пожарский... князь, ставший во главе ополчения, организованного мясником Мининым-Сухоруким на деньги богатого купечества. Это ополчение покончило с крестьянской революцией». О чем и речь.