Деревья, видевшие Наполеона, Колчака и Блюхера
Интересоваться деревьями и их судьбами начал несколько лет назад. Произошло это, может быть, оттого что без деревьев мир вокруг выглядит не таким зеленым, а как доказали ученые, этот цвет способствует счастливому восприятию жизни.
Этого в окружении серых пейзажей промышленного Челябинска сильно недостает, думаю, не только мне одному.
Портретов деревьев собралось несколько сот – сделаны они были в разных местах: в Челябинске и Екатеринбурге, в Прибалтике и Калининграде.
Вот несколько деревьев, несколько историй про них. Между судьбами этих деревьев общее лишь одно - их почтенный возраст. Выросли они далеко друг от друга, и мимо них проходили в разные годы разные люди, которые сами никогда в жизни не встречались. Получается, что эти деревья объединяют этих разных людей.
Про Куршскую косу южноуральцам, наверное, мало что известно, хотя это одна из достопримечательность России. Один из национальных парков страны.
Оказаться там жителю Урала непросто – нужно преодолеть почти четыре тысячи километров. При этом придется пересекать границы: Калининградская область, как известно, отделена от «большой России» белорусской и литовской границами.
Куршская коса – это узкая полоса песка длиной 98 километров, разделяющая пресные и соленые воды.
В 2000 годы она была внесена ЮНЕСКО во Всемирный реестр природного наследия. Сила и власть природы здесь была так высока, что несколько средневековых деревень оказались полностью засыпаны «бродячими дюнами».
Только в середине XIX века лесничий Франц Эф догадался, как можно противостоять этому могучему песку. Так началось укрепление дюн с помощью массовых посадок горной сосны, обладающей мощной корневой системой.
Теперь Куршская коса - национальный парк, а в нем есть «танцующий лес». Тот самый сосновый бор, что появился когда-то специально на этой косе, чтобы сохранить ее как кусочек суши.
Кто-то образно назвал этот лес танцующим. Хотя, глядя на тонкие сосенки, изогнутые и искривленные, понимаешь, что все это плата, которую деревья заплатили, чтобы по воле человеческой укрепить эту землю.
В жизни нужно посадить хотя бы одно дерево – это общеизвестно, почти заповедь. На Куршской косе высадили целый сосновый лес и этим спасли кусок земли, уходящий на километры в море.
Сейчас здесь живут люди, строятся дома. Хотя массовый туризм на Куршской косе недопустим в силу экологических ограничений. Наверное, это тот случай, когда дереву можно поставить памятник. Может быть, когда-нибудь он и появится. И тогда, как знать, в конкурсе свое слово могут сказать и произведения челябинского скульптора Андрея Старцева, создавшего серию «Деревья-женщины».
Город Гусев – один из крупных городов в Калиниградской области, хотя в нем менее 30 тысяч жителей.
Протекает по городу река с немецким названием Писса, вдоль нее десятки кленов и других деревьев. Но главный долгожитель здесь – дуб у моста через реку в самом центре города. Ему почти 200 лет.
Дерево уцелело от снарядов и бомб в конце Второй мировой войны, когда Советская Армия с тяжелыми боями продвигалась по восточной Пруссии. Никому не пришло в голову спилить это дерево в советские годы, когда город получил новое название, в честь капитана советской армии Гусева.
Сейчас это дерево стало не только местной достопримечательностью, но и частью интерьера центра города – его мощные ветки украшают гирлянды огней, которые светятся по ночам.
Мощь исполина легко ощутить, когда этот дуб пытаются обхватить.
Гусев и Челябинск - почти ровесники, но своим таким дубом уральцы похвастаться не смогут – его у нас просто нет.
Одно из челябинских деревьев–долгожителей – лиственница у «дома Колбина» по улице Труда. Вот что рассказала мне про это дерево Елена Рохацевич, правнучка Василия Колбина:
«Этой лиственнице больше 100 лет, ее посадил не прадед, но она его помнит, помнит всю историю ХХ века в нашем городе. Это уникальное дерево».
В начале 90-х годов XIX века Василий Михайлович Колбин был среди тех, кто вел разработку каменных карьеров под Челябинском, тех самых, что сейчас заполнены водой и составили привычный для горожан ландшафт в городском бору.
Колбин строил доходные дома. В 1905 году был построен на колбинском подворье (по улице Сибирской, ныне улица Труда, 66) «завод электрической энергии», ставший первой в городе электростанцией. Так в Челябинск пришло электричество – фонари освещали три главных улицы города – Уфимскую, Большую и Сибирскую (ныне это улица Кирова, Цвиллинга и Труда).
Благодаря именно этому купцу и депутату городской думы в Челябинске заработали телефоны. Он много сделал для развития пожарного дела, был председателем Вольного пожарного общества, построил пожарное депо в Заречье. За его дела на благо города высочайшим повелением императора предпринимателю было присвоено звание Личного почетного гражданина Челябинска.
Таковы три истории про деревья - дуб, сосну и лиственницу.
Хочется дополнить их еще одной – из знаменитого лагеря «Артек».
Эту историю рассказал уральский писатель и публицист Юрий Шинкаренко на своей странице в Фейсбук.
«Когда начали строить этот артековский корпус, одному из фасадов помешало старое дерево. Проект изменили. Фасад сделали вогнутым. И старое дерево осталось на своем месте. На мой взгляд, это одна из самых красивых историй современного «Артека», - написал он, разместив снимки этого дерева и этого корпуса.
«Это, наверное, красивая легенда. Красивая, конечно, но - легенда?», - спросил я его.
Юрий Шинкаренко ответил: «Похоже, не легенда. Рядом однотипные корпуса, только фасады прямые, обычные. Но буду уточнять».
Подумалось, что если даже это легенда, то очень полезная для многих современных архитекторов и «озеленителей» в промышленных городах. А если окажется правдой, то этой историей можно гордиться.
Вот это дерево и этот корпус – на снимке.
Каждый раз, когда видел в Челябинске пень, оставшийся от дерева в два обхвата, которому было, наверное, полвека, думал, что могло бы рассказать это дерево, если бы умело говорить?
Сейчас таких «пней истории» только в центре Челябинска – на улице Цвиллинга, от улицы Труда до площади Революции - около десятка. Смотреть на них грустно, тем более, что новых деревьев рядом с ними не появилось.
Что видело каждое из этих «свидетелей истории» города? Об этом могли бы рассказать, установленные на каждом из таких пней специальные стенды-экскурсии. Наверное, технически это сделать было бы совсем не сложно. Было бы желание сохранить память о городе и о каждом «свидетеле» истории города.
Как говорится, истории есть, и пни найдутся.