Как сохранить кумиров? Как перекодируется новое поколение
Телевидение вспоминает о них, выходят ток-шоу и показываются кинофильмы. Для тех, кто знает об этих людях и их творчестве – это приятно и радостно.
Но вот о чем думается при этом. Хочется, чтобы и следующее поколение тоже помнило и знало об этих и ряде других замечательных людях отечественного искусства – кинематографа, литературы.
А это, увы, не так. Им эти имена и их творения уже мало что говорят и они им не интересны.
Но плохо ли это? Согласен с размышлениями на эту тему уральского культуролога Нины Ягодинцевой. Разговор состоялся летом в день рождения поэта, спросил – он по-прежнему «наше все»?
«Что делает народ народом и даёт нам возможность быстро и точно понимать друг друга? Общий язык, знакомые образы, известные герои, типичные способы разрешения каких-то жизненных ситуации. Всё это даёт нам литература. И в первую очередь – Пушкин.
Это основа нашего взаимопонимания. Пушкин был и остается нашим «кодом». И код этот нужно передавать из поколения в поколение, иначе народ потеряет основу для взаимопонимания и перестанет быть народом, просто рассыплется», считает России Нина Ягодинцева.
Да, школьная программа не делает Пушкина любимым поэтом, это и не её задача – но она вводит ученика в общественный диалог, даёт ему язык и правила для этого общения. Они должны быть усвоены ребенком, как должен он научиться пользоваться ложкой во время еды, чистить зубы, переходить на зеленый свет дорогу, чтобы не попасть под машину. Чтобы нормально себя чувствовать в обыденной жизни.
И неважно, что за два века сменилось несколько социальных систем, изменился быт – человек-то остался прежним. Именно литературная классика, и в первую очередь Пушкин, в своих произведениях дают нам наиболее точные ответы на вопросы нравственного характера», – добавляет Ягодинцева.
Поэтому именно Пушкин был и остается одним из тех, кто нас соединяет в единый народ.
А открыть для себя Пушкина как личного собеседника каждый сможет, если захочет, считает уральский культуролог.
Ну, а если не захочет делать такое открытие, все равно будет обладать общим «кодом».
Как-то свою дочь, которой будет 12 лет и которая давно живет в «интернете», спросил, какие сегодня известные певцы. Она назвала несколько имен и фамилий. Тогда спросил, есть у них песни, которые ты сама поешь в душе, когда плохо или радостно, чтобы они жить помогали. Оказалось, что таких нет, просто их слушает, но не запоминает.
Что от них останется следующему поколению, если для нынешнего они просто «модный» момент.
Говорят, что сейчас из школьной программы «ушли» такие произведения о Великой Отечественной войне – «Молодая гвардия», «Сын полка», «Повесть о настоящем человеке». Если это так, то ни к чему хорошему такие «новшества» не приведут. И ждать этого долго не придется.
Не с подобных ли «новинок» все начиналось двадцать лет на Украине, где когда-то тоже хорошо знали «Повесть о настоящем человеке», фильмы Шукшина и Быкова?
Не происходит ли то, что можно назвать «перекодированием» нового поколения. Этот процесс идет и, кажется, весьма успешно. Только в чью пользу принесет он «очки»?
Если говорить о фильме «Чучело», то помочь напомнить о нем могла бы, наверное, Кристина Орбакайте, сыгравшая в детстве в картине главную роль. И сегодня ставшая одной из самых популярных «звезд» отечественной эстрады.