На кого Путину делать ставку? Эволюция правящего класса в России
Это важно отметить, говоря об особенностях нынешних управленческих кадров в России. А их особенностью является отсутствие специальной подготовки к управлению государством и его институтами.
Советская система выращивания универсальных управленцев давно рухнула. В Китае над бизнесом и чиновниками стоит класс политиков, а в России чиновники и есть политики. Потому в России чиновники срослись с бизнесом и неподконтрольны.
Впрочем, для управления российскими чиновниками сформировалась особая группа «бывших» офицеров, которая заменила собой ушедший класс политиков от компартии.
В России президентом является разведчик, - говорится в статье «Эволюция правящего класса в России». И отмечается: «Не бывший, потому что разведчиков бывших не бывает. Он прекрасно освоил искусство управления страной, но это искусство воспринято через призму навыков разведчика. Этим навыкам Владимир Путин доверяет потому, что они спасали ему жизнь. Риск головой - это не риск карьерой. В этом особенность стиля управления страной у нынешнего президента России».
Автор цитируемой статьи уверен, что академик Евгений Примаков руководил внешней разведкой как научно-исследовательским институтом, а хозяйственник Черномырдин руководил правительством как министерством нефтяной и газовой промышленности. А секретарь обкома Ельцин руководил страной как Свердловской областью. После этого автор статьи делает заключение: разведчик Путин руководит страной как резидентурой.
И задается вопросом: что это значит? То есть для Путина существуют четыре категории подчинённых: агенты, завербованные им, двойные агенты, агенты врага и тёмные лошадки, статус которых пока не ясен.
Понятно, что любой руководитель не может знать всего обо всём. Как резидент, понимающий, что он не финансист, решает проблему управления финансами? Он вербует финансиста и поручает ему решить проблему, считает автор статьи.
Дальше в статье приводятся следующие наблюдения. Как Кудрин видит работу президента, на которого он стремится влиять? Для него с его финансовым мировоззрением вся социалка – это непрофильный актив, который хорошо бы расформировать. Отсюда все реформы в пенсионном обеспечении, медицине, науке и образовании. Так же мыслят Минфин, Минэкономики и ЦБ. Путин смотрит на этот кадровый состав и понимает – вербовать некого, надо там просто зачищать. Но тогда возникает вопрос - на кого менять?
И тогда Путин понимает, говорится в статье, что в его резидентуре некого вербовать такого, чтобы понимал не одну сторону проблемы, а все вместе. И тогда его кадровая политика сводится к ручному управлению – к сдерживанию и направлению активности тех, кого приходится использовать. Других кадров в России просто нет. Они появляются стихийно. А стихийный процесс – процесс штучный.
В статье ставится важный вопрос о том, что проблема трансфера власти 2024 года - это не проблема подходящей кандидатуры. Это проблема отсутствия класса, который должен стоять над чиновничеством. В статье делается неожиданное заключение и вывод. Отмечается, что чем больше Россия будет вовлечена в противостояние с Западом, тем скорее такой класс появится путём естественной эволюции.
Вывод: в ближайшие 25 лет атаки Запада на первое лицо России сохранятся. Именно этой особенностью будет определяться эволюция российского управленческого класса.