«Опер» из Челябинска стал самым именитым фоторепортером России. У кого четыре «глаза»?
В феврале созвонился с Сергеем Григорьевичем, чтобы прийти к нему в музей фотографии специально «за интервью».
Когда сели за стол. Васильев разлил в чашки чай, спросил:
- Что будешь прямо вопросы задавать?
- Именно, - улыбнулся я. И добавил: «Вы меня знаете с моих детских лет. Я Вас помню с детства. Много-много раз «по жизни» встречались, писал про Вас тоже много раз, по всяким разным случаям. А вот так, чтобы написать для книги – такого не было».
Поэтому пришел с вопросами в блокноте, чтобы получить на них ответы. И оказалось, из услышанного многое меня удивило, и было открытием.
Почему такой заголовок – про четыре глаза? Знали в нашем дворе в детстве такую считалочку: «У кого четыре глаза, тот поход на водолаза».
В памяти осталась она. И «переигралась»: у кого четыре глаза, тот – Сергей Васильев.
Челябинский фоторепортер единственный в мире, кто получил четыре раза Золотой глаз – высшую награду в мировой пресс-фотографии в Амстердаме.
Кроме этого, у него множество разных международных наград и призов. В родном городе он стал Почетным гражданином Челябинска.
Одним словом, человек уважаемый и заслуженный. И все это «дала» ему фотография.
А сам он пришел к ней не сразу.
В 1958 году Сергей Васильев демобилизовался из армии – с группой армейских товарищей приехал на ударную комсомольскую стройку в Челябинск на трубопрокатный завод.
Речь идет о знаменитом цехе, где предстояло выпускать трубы большого диаметра для газопровода.
«Приезжал к нам фотокорреспондент из газеты «Челябинский рабочий», - вспоминает Сергей Васильев. – расставил всех нас, как надо для кадра, и сделал снимок, который попал в областную газету».
Пройдет много лет и на 80-летие Сергея Васильева ЧТПЗ наградит специальной медалью «Заслуженный работник Челябинского трубопрокатного завода».
Став сам фоторепортером, в цехах этого челябинского завода Васильев снимал много раз.
После трубопрокатного Сергей Васильев поработал вместе с несколькими товарищами по бригаде на заводе металлоконструкций. И даже был занесен в заводскую Книгу почета.
Когда «прогремел» призыв партии направить лучшие рабочие кадры на укрепление милиции, Васильева пригласили в райком партии. Предложили пойти работать «в органы».
У молодого рабочего были сомнения, но и была мечта – поступить в юридический институт.
Его отправили на учебу в школу милиции. Вернувшись лейтенантом, Васильев пришел на службу в милицию Центрального района Челябинска.
Был участковым, затем стал оперуполномоченным уголовного розыска.
Потом – снова учеба: в Высшей школе милиции в Москве. Два года, очно. Потом снова возвращение в Челябинск, где Васильев до 1969 года работал в уголовном розыске.
А потом – редакция газеты «Вечерний Челябинск», в которой Васильев проработает 45 лет – с первого «номера» этой городской газеты.
Аношкин станет первым, легендарным редактором «вечерки».
Васильев – ее легендарным фотокорреспондентом.
В газету его порекомендовали в ЧФК – Челябинском городском фотоклубе, который был создан в 1959 году при редакции областной партийной газете «Челябинский рабочий».
Второй камерой будущего фотомастера станет «Зенит-С». К нему купил объектив-телевик.
И как-то весной пошел на «фотоохоту» в городской бор. Молодого человека «позвали» воспоминания детства – детство прошло в чувашской деревне. Весной мальчишки любили ходить в лес, что был рядом, где искали весенние цветы.
Хотелось встретить подснежники и «под» Челябинском.
Нашел. Прилег на землю, чтобы с этого ракурса цветы казались больше.
Прицелился и – вдруг – в кадр «залетела» пчела.
Так появился снимок, который живет уже больше полувека. С ним фотолюбитель пришел в фотоклуб. Так что той пчеле фотограф благодарен до сих пор.
А первое редакционное задание в «вечерке». Васильев подходит к полке с книгами и достает номер газеты.
«Вот самый первый номер «Вечернего Челябинска». 31 декабря 1968 года. Вот мои снимки на первой полосе. Портрет председателя горисполкома и площадь Революции с новогодней елкой».
«Вся жизнь города «прошла» через объектив моей фотокамеры», - сказал Васильев. И это, действительно, так.
Например, он снимал миллионных жителей Челябинска. Было это в 1986 году.
Кстати, редакционные задания иногда «выводили» репортера на темы, принесшие большие награды.
Так произошло во время съемки в роддоме. Это было обычным редакционным заданием.
Именно тогда появилась серия снимков «Рождение человека», за которую челябинский автор получил свой первый Золотой глаз в Амстердаме. Было это в 1978 году.
Васильев сразу назвал «Рождение человека». Отметил, что эти снимки обошли весь мир. И кто-то ему сказал, что снимок, где сидят несколько беременных обнаженных женщин в роддоме, считается одной из лучших фотографий двадцатого века. Где-то об этом писалось на «просторах» интернета.
Также вспомнил снимки, сделанные во время августовского путча в Москве в 1991 году.
Еще в памяти осталась поездка на Камчатку – на подводный крейсер «Челябинск».
Еще – снимки девушек, сделанные в бассейне и в бане, которые принесли фотографу два Золотых глаза.
Вообще, считает Васильев, женская тема и тема материнства – главные в его творчестве.
И еще он вспомнил «Подснежники» - снимок, который дал «путевку» в фотографическую жизнь.
У челябинского фотомастера было много персональных выставок. В Лондоне и Париже, в Испании и Италии.
Как и все сегодня, Васильев делает некоторые кадры смартфоном.
«Пленка заставляет думать над каждым кадром. Цифра часто «не включает» голову», - заметил Васильев.
Он считает, что на Западе уважают и ценят его фотографии и за то, что сделаны они старой пленочной техникой и демонстрируется на выставке авторская печать.
«Эту скульптуру сделал лет тридцать назад скульптор Вардкес Авакян, которого много лет знаю и которого много снимал, - говорит Сергей Васильев. – Мраморную работу купил у скульптора какой-то региональный музей. А этот гипсовый вариант стоит у меня».
2021 год особенный для Сергея Васильева. Летом ему исполнится 85 лет.
«Я моложе Челябинска на 200 лет, - пошутил Васильев. – Городу будет 285 лет, а мне – 85».