Почему визит Путина не стал толчком для развития Аркаима? Мнение Геннадия Здановича
Ученый уверен, что Аркаим – это исторический феномен, «изучение которого необходимо для понимания всей истории Степи и становления ранних цивилизаций». Кроме того, Аркаим как бренд Челябинской области приобрел широкую узнаваемость.
Еще фрагмент интервью Здановича: «Мы потеряли национальную идею после развала Советского Союза. И до сих пор не нашли, и что самое печальное — уже привыкли жить так, без идеи, не зная, что защищаем и во имя чего живем, куда идет страна. Это главная проблема путинской России сегодня. Однако в начале 2000-х это осознавалось, вопрос поиска национальной идеи стоял очень остро. Возможно, это и привело и Дмитрия Анатольевича Медведева, и Владимира Владимировича Путина на Аркаим и раскопки славянских памятников».
Визуальные образы Аркаима создал за эти годы челябинский художник Александр Разбойников. Кстати, буклет, который был когда-то подарен Владимиру Путину был иллюстрирован его работами.
В 2017 году исполнилось 30 лет с момента открытия археологического памятника эпохи бронзы - городища Аркаим.
За это время Аркаим стал широко известным в России и за рубежом объектом культурного наследия на территории Челябинской области.
Присмотритесь к картине Разбойникова, посвященной Аркаиму: на одном листе собрались изображения артефактов из одной древней цивилизации и бабочки, которые что-то значили для тех древних людей. Как правило, бабочки означали для людей разных континентов одно и то же – олицетворяли душу и красоту.
- Почти четверть века прошло, как мой интерес к древним цивилизациям пробудили наши челябинские археологи Геннадий Зданович и Александр Таиров, пригласившие меня на Аркаим, – вспоминал художник. – Так родилась серия «Аркаим».
Тема Аркаима неожиданно преломилась в работе художника, посвященной родному Челябинску. В ней Александр Разбойников предложил увидеть историю города «на коне».
Колесница на пьедестале, а пьедестал-то – это городище Аркаима, взгляд на него сверху. Есть гипотеза, что первые боевые колесницы появились не у героев Эллады, а на Южном Урале. Поэтому колесница и была художником водружена на постамент.
– Когда рисовал, – вспоминает художник, – в голове крутились слова поэта «город металлургов и строителей, мой Челябинск, я горжусь тобой». И постепенно написалось мною такое стихотворное четверостишие, которое разместил на своем рисунке: «Великий предок – первый металлург, он воин-колесничий и строитель, создавший Аркаим теплом их рук, южноуральский арий, древний житель».