Прокуратура Челябинской области имитирует борьбу с задержками зарплат. Сроки задержек выплат доходят до 10 лет!
Достаточно показательна в этом отношении история с многолетними (именно так!) задержками выплат зарплат для работников мельзавода «Победа». Началось все в 2008 году, когда прокуратура впервые взяла на контроль вопрос по выплате заработной платы 51 работнику. Но проблема, оказывается, не решена по сей день.
Про Александра Войтовича, который более 10 лет был прокурором Челябинской области, приходилось слышать, что это прокурор с безупречной репутацией. Но одна только ситуация с невыплатой зарплаты работникам мельзавода «Победа» показывает, что даже на такой якобы безупречной репутации есть пятна.
Еще в 2010 году Войтович отчитывался по борьбе прокуратуры региона с невыплатами зарплат. В том числе рассказал про самое громкое на тот момент уголовное дело – в отношении Александра Рискина, гендиректора мукомольного комбината «Победа». Войтович утверждал, что после давления прокуратуры Рискин выплатил долги по зарплате. Мол, подействовало, что генпрокурор России Юрий Чайка лично жестко поговорил с Рискиным. Однако потом Рискин долги снова накопил. Поэтому Войтович поручил организовать в отношении руководителя завода доследственную проверку, по итогам которой возбудили уголовное дело. При этом прокурор отметил, что Рискин еще и по налогам в бюджет задолжал.
Вот как развивались события на «Победе»:
31 декабря 2008 года факт невыплаты заработной платы 51 работнику был взят на контроль в прокуратуре Челябинской области. На самом деле таких работников было уже тогда более 100, но 55 из них получили судебные решения по своим задержкам выплат.
8 мая 2009 года было возбуждено производство в арбитражном суде по заявлению о банкротстве ОАО «Победа». Но это мало помогало расчетам по зарплатным долгам.
Для примера можно привести ситуацию с главным энергетиком, не последним вроде бы человеком на предприятии. 17 июня 2009 года выдали судебный приказ по выплате задержанной зарплаты Юрию Боклаженко (54 715 рублей). Общая же задолженность по зарплате работникам предприятия в 2009 году составляла 2,5 миллиона рублей. В течение всего года работники и их представители писали сотни жалоб во все инстанции, но получали в ответ лишь сотни отписок. Прокуратура и приставы фактически бездействовали.
В сентябре 2009 года состоялся разговор генпрокурора России Юрия Чайки с директором «Победы» Александром Рискиным в Екатеринбург. По слухам, Рискина силовики доставили на встречу с генпрокурором принудительно. Директор вроде бы испугался грозных слов Чайки и пообещал все проблемы с зарплатами решить. После этого пресс-службы Генпрокуратуры России и Управления Генпрокуратуры в УрФО победно сообщили, что проблема решена. На основании этих пресс-релизов появилось много публикаций в СМИ.
30 ноября 2009 года на «Победе» ввели процедуру временного наблюдения (первый этап процесса банкротства). А в декабре того же года генпрокурору Чайке была отправлена новая телеграмма о том, что долги работникам «Победы» в полном объеме так и не погашены. Вдобавок судебные приставы ненадлежащим образом выполняют обязанности по взысканию задолженностей, зафиксированных судебными решениями.
20 мая 2011 года ОАО «Победа» признали банкротом. Полномочия по выплате заработной плате перешли к конкурсному управляющему. 24 августа того же года невыплаченные суммы были проиндексированы судом. В частности, вышеупомянутому Боклаженко «Победа» была должна уже 63 889 рублей. То есть проблема за эти годы лишь усугубилась.
25 сентября 2012 года по инициативе кредиторов конкурсный управляющий был сменен. Новым конкурсным управляющим назначили Марию Можайцеву. Надо отдать ей должное, процесс выплаты долгов по зарплате пошел, пусть и медленно. Так или иначе с лета 2014 по осень 2015 года конкурсный управляющий Можайцева частично выплатила бывшим работникам долги по зарплате. Частично, но не полностью. Однако если бы на ее месте оказался менее порядочный арбитражный управляющий (а такие встречаются), и этих денег бывшие работники «Победы» не увидели бы.
Понятно, что за истекшие годы часть бывших работников предприятия умерла, нотариусы оформили права наследников на получение ранее невыплаченной зарплаты.
Ну а в прокуратуре Челябинской области за эти годы сменилось два прокурора. Однако воз, как говорится, и ныне там. Прокуроры отчитываются, что проблемы с невыплатой зарплаты в регионе решены. Но это же неправда.
«Победа» - далеко не самое крупное предприятие в Челябинске и Челябинской области? Редакции Lentachel.ru известно о других подобных примерах, причем, о невыплатах на куда большие суммы. Что же происходит в регионе в целом? Как все-таки решается проблема невыплаты зарплат? Отметим, что это направление работы в майских указах президента России Путина было определено как приоритетное.
По состоянию на лето 2018 года 132 предприятия Челябинской области задолжали зарплат на 235 миллионов рублей. Не платили бывшим работникам предприятия Челябинска, Озерска, Кыштыма, Усть-Катава, Увельского и Сосновского районов, других территорий. При этом с новыми рабочими местами дело обстояло и обстоит весьма туго (хотя это уже другой вопрос).
В связи с этим признанием вспоминается, как 9 лет назад прокурор Войтович говорил: долги по зарплатам в Челябинской области удалось снизить до 5,2 миллиона рублей. Видимо, Войтович говорил про официальные долги, без учета скрытых, которых куда больше. И очевидно, что с тех пор на фоне упорной «борьбы» прокуратуры на этом направлении долги лишь выросли. Так стоит ли вообще верить прокурорам об успехах по взысканию невыплаченных зарплат? Похоже, прокуратура области лишь имитирует бурную деятельность.
В январе органы Следственного комитета сообщили о выявлении новых фактов невыплаты зарплат на предприятиях Челябинской области: в областном центре, в Сатке, в Кунашакском районе, в других территориях.