«Прозвучит» ли стихотворение о Высоцком челябинского поэта. В нем слова: «Заглянул, а за краем - все то же»
У стихотворения есть подзаголовок – «Монолог для нейросети».
Повод напомнить строки из этого произведения сегодня, 25 июля, в день памяти Владимира Высоцкого. Его не стало ровно 40 лет назад.
Начинается стихотворение так:
Заработав на Божию милость,
Я по небу продолжил свой путь.
А Земля без меня изменилась,
Если сверху на Землю взглянуть.
Мы внизу, даже плача на тризне,
Привираем порою на треть.
Чтобы правду услышать о жизни,
Надо, видно, слегка умереть.
И поэтому «весь я не умер»,
Как пророчил великий поэт.
Сколько умников он надоумил
Делать деньги на тех, кого нет.
Наши смерти – большая загадка:
Опочил и как будто бы жив.
А толпа на все тайное падка.
Наживайся, кто искренне лжив!
Стихотворение это – без восторгов. Скорее, оно «пропитано» горечью.
Я давно этим слухам не внемлю,
Я давно к этим сплетням привык,
Тем не менее тянет на Землю
Пустозвонам «подрезать язык».
Признаюсь – наркоманил, но это,
Чтобы как-то в себе притушить
Беспощадное пламя поэта,
Не дающее «правильно» жить.
Это значит спокойно, без песен,
От которых взрывается мир.
Но кому этот мир интересен
Без лихих бунтарей и задир?
Вот и рвал обнаженное сердце,
Тормошил полусонный народ,
А молва: «Он лихачит на «мерсе»,
С иностранкой богатой живет».
Ну, так это и есть Божья милость,
Чтобы жизни почуять предел!
Я мечтал, чтоб она изменилась,
Я за край посмотреть ей хотел.
Заглянул, а за краем - все то же.
Только ходит в одеждах других.
Я и раньше, хотя был моложе,
Пел об этом на встречах своих.
Смог бы Высоцкий «вписаться» в жизнь России после развала СССР? Продолжал бы писать и петь – о чем?
Принял бы новую жизнь или стал ее критиком? Сейчас этого уже не узнаем.
Вот как решил закончить свой монолог о Высоцком в 2020 году челябинский поэт Серей Семяников.
Возмущались враги и невежды.
(За глаза набиваясь в друзья).
Правду прячут слова и одежды:
В бренной жизни иначе нельзя.
А сейчас я не верю клевретам,
Что поют мне хвалу там и тут,
Рвут рубахи свои, но при этом
Подозрительно долго живут.
То хрипят на эстраде за деньги,
То вопят у ваганьковских плит:
Показали себя и… раденьки,
Что не так сильно горло болит.
Им бы слушать, а не горлопанить:
Обнялись бы потом, как родня.
Да все реже уставшая память
Возвращает на Землю меня.
Как-то, само собой, мысленно повторяешь эти слова о том, что все реже уставшая память возвращает на Землю.
Сорок лет все же минуло ныне.
Гляну вниз иногда, но в тоске
Вижу: странник идет по пустыне,
Чертит знаки на зыбком песке.
Кое-что недоступно для взгляда,
Но по смыслу понятна и треть:
«Ничему повторяться не надо –
Здесь почти уже некому петь».
Сегодня прочитать бы в эфире и с экранов это стихотворение. Но вряд ли оно прозвучит, хотя в интернете в комментариях его уже назвали «гениальным».
Кстати, у Серея Семянникова есть песни, составившие цикл «Сюжеты для Высоцкого». Их можно посмотреть на YouTube.
Семянников исполняет эти стилизации сам под гитару – «голосом Высоцкого». Поэт много пел под гитару в середине 80-х. Зрители на концертах советовали продолжать петь «под Высоцкого». Это воспринималось «на ура».
Но Сергей Семянников не стал это делать – это же путь подражания. Он выбрал свой путь и создал несколько книг стихов.
Правда, как-то в разговоре со мной Семянников заметил, что, кажется, стихи сейчас пишутся для следующих поколений, сейчас не время для поэзии.
Мне же кажется, что в этом стихотворении о Высоцком поэт Семянников хотел сказать что-то свое. О своем времени, которое Владимир Семенович уже не застал.