28.01.2021 0:23

Рекультивация городской свалки проблему мусора в Челябинске не решит, полагают экологи и экономисты

Рекультивация городской свалки проблему мусора в Челябинске не решит, полагают экологи и экономисты

Похвалы от Путина глава региона удостоился за то, что лично контролирует процесс рекультивации земли и «нюхал» городскую свалку около десяти раз (хотя, по его собственному признанию, впервые Алексей Текслер побывал на бывшем полигоне только в июне, а доклад перед президентом делал в конце 2020 года).

– Сегодня фактически техническая рекультивация свалки завершена. В следующем году мы завершим биологический этап рекультивации. На месте городской свалки, которая действительно находится между двумя районами города, будет зеленый холм, – поделился перспективами губернатор.

С момента закрытия свалки в сентябре 2018 года экологическая обстановка в главном городе Южного Урала, безусловно, изменилась к лучшему. С момента своего открытия городской полигон твердых бытовых отходов на своих 75 гектарах накопил более 20 миллионов кубометров мусора. Регулярные пожары ежегодно выбрасывали в атмосферу по 60 тысяч тонн вредных веществ, что вместе с отходами промышленных предприятий воздух в городе не озонировали.

Власти долго не могли решить вопрос о том, куда после закрытия свалки будут свозить городской мусор. Предлагались различные места в Красноармейском и Сосновском районах. В конечном итоге сошлись на втором варианте. Вот только решение выбрали какое-то странное.

На конкурсе были выставлены пять территорий для нового полигона, но выбрали почему-то лишь один. Самый спорный с экологической точки зрения – около Полетаево-2.

Руководитель экспертной экологической организации «Народный Контроль» Ирина Труш убеждена, что на полигоне в Полетаево не соответствует ГОСТу защитная пленка (геомембрана), которой выстланы дно и борта мусорной камеры. При этом при оформлении документов власти Сосновского района намеренно скрыли, что на территории будущего полигона пролегает геодезический водораздел, который уходит, с одной стороны, в район Полетаево и поселка Трубный, а с другой, – в сторону Шершневского водохранилища. Свалка расположена выше Шершневского водозабора и ее отходы через талые и грунтовые воды неизбежно попадают в единственный питьевой источник миллионного города.

Как утверждает заместитель руководителя регионального филиала Нижне-Обского бассейнового водного управления Владимир Середа, «расположение полигона ТБО может повлечь за собой экологическую катастрофу, которая оставит без питьевой воды более 1,5 млн человек».

Удручает и способ «утилизации» отходов. Вновь привезенный мусор на полигон в Полетаево тупо утрамбовывают бульдозерами и катками, а затем просто засыпают грунтом. Хотя при проведении конкурса фирма-подрядчик заверяла, что отходы будут перерабатываться. На свалке даже поставили несколько шатких строений.

– Это все для проформы, – говорит заведующий лабораторией челябинского отделения Российской академии народного хозяйства и государственной службы Сергей Гордеев. – По технологическим нормативам, 50 процентов извлекаемого мусора должно идти на переработку. Губернатор объявляет о 3-7 процентах, хотя на самом деле эта цифра не превышает одного, да и то проверять надо.

Основная причина этого – отсутствие налаженной системы сортировки мусора.

Эколог и экономист Гордеев называет это «принципом Золушки»: смешиваются несколько видов крупы, а затем ее начинают разбирать. По мнению аналитиков и экологов, сегодня качественная сортировка мусора невозможна в регионе в принципе. Для этого на рынок должен прийти новый, знающий и компетентный оператор. Но понятно и то, что нынешние дельцы от мусорного бизнеса просто так не откажутся от своего многомиллионного куска пирога.

В результате сложных схем оператор по работе с твердыми коммунальными отходами («Центр коммунального сервиса») получает доходы как от населения, так и из бюджета за формально понесенные убытки.

Никакой переработкой отходов в регионе никто не занимается, а «рекультивация» сводится к примитивному захоронению мусора. Чистая прибыль мусорного кластера в целом исчисляется при этом многими сотнями миллионов рублей, отмечал все тот же Гордеев.

По оценкам эксперта «вся «цепочка» структур, которую необходимо рассматривать как кластер, прибыльна, а «убыточность» регионального оператора связана с выводом денег в «организации обслуживания».

Подобная схема, скорее всего, будет применена и в Магнитогорске, для которого в 2021 году областные власти обещают выделить новый полигон для вывоза городского мусора.

Как считает эколог, депутат Полетаевского сельского поселения Юлия Кудашова, вопрос мусорного полигона можно решить не экстенсивными, а интенсивными мерами. Путей решения проблемы видится два. Прежде всего, сортировка мусора, которая невозможна до прихода в регион нового оператора. А кроме того строительство мусороперерабатывающих комплексов. И не обязательно их строить в Сосновском районе.

Тем более что проектирование таких заводов ранее велось в областном центре. Свои услуги предлагали Южному Уралу даже японские специалисты. Цена вопроса была не так уж велика – 20-25 миллионов рублей. Но у властей, как всегда, на благое дело не нашлось средств. А потом грянула пандемия.

Источник

Против строительства завода выступили жители челябинского Бакала Первый «Умный город» появился в Сатке Трамваи в Челябинске сходят с рельсов каждый день Странное свечение из глаз оказалось захватывающим открытием В Володарском районе Брянске открылся бассейн

Лента новостей