16.02.2006 14:29

Самая модная страна, или По ком смеется Голливуд

Представления об Украине все-таки изменились после революции. Теперь мир знает, что Украина - не захудалое африканское государство, а вроде как "подающая надежды" страна на окраине богатой Европы. Где-то между Балканами и Уральскими горами. Украина - это государство Кракозия из фильма "Терминал" Спилберга. Смешное непонятное название страны, нелепый вид ее представителя, наивные представления о жизни, которые никого не интересуют, и дезориентация в мировом пространстве. А судя по последним американским фильмам, Украина - это еще и держава, на которую можно "валить" разнообразные события, которые не увязываются с "нормальными" странами...

В 2004 году на картах голубых экранов вспыхнул оранжевый огонек Украины, а жадный до зрелищ телезритель с удивлением смотрел на разворачивающиеся события в постсоветской стране. Если раньше было принято считать, что Украина - это та же Россия, и заметить разницу неискушенному среднестатистическому зарубежному зрителю было уж совсем нереально, то теперь что-то начинает проясняться. Да, в этой стране не только Шевченко, дикая Руслана и пиво "Оболонь". Вместо водки в Украине пьют горилку, между советскими домами и сельскими мазанками скачут оголтелые козаки с салом наперевес, а украинская мафия, пожалуй, будет покруче итальянской. А украинские девочки, - пусть провинциальные до смеху, - но красивые и хозяйственные. Вместе с тем, оказывается, эти украинцы еще и надеются на что-то на мировой арене, на ту же демократию, например. Приблизительно такое представление складывалось из тех немногочисленных фильмов и передач, которые транслировались на Западе после независимости Украины.

Образа Украины в кинематографе, как целостной единицы, еще нет, однако интерес, внезапно возникший благодаря революции, уже дал свои результаты. За последние два года в некоторых голливудских блокбастерах Украина упоминается прямо или косвенно около 6 раз. Вставить Украину в контекст стало модной тенденцией, которая, видимо, призвана подчеркнуть общую развитость и чувство юмора сценариста и вызвать умиление у зрителя. Если раньше Украина в кино отождествлялась с частью могущества СССР - фильм "Красная жара" (1988) с Арнольдом Шварцнеггером, где оный представал в образе непоколебимого воплощения правосудия, который и английский выучил в Киеве, и котлеты киевские делать умеет, то сейчас шутки тоньше.

В "Войне миров" (2005) с Томом Крузом, собственно, захват мира начинается именно с Украины. Вот уж точно, для американцев борьба оппозиции и власти 2004 года выглядела как война с пришельцами. В "Мюнхене" (2005) - один из героев ностальгически упоминает, что вырос в мазанке в Украине. Понравилась Спилбергу Украина все-таки, несмотря на конфликт с нашими чиновниками по поводу неисполнения обязательств последних по обеспечению съемок "Мюнхена" на территории Украины, которые были первоначально запланированы. Еще один мэтр американского кино - Тим Бартон - не обошел вниманием новомодную тенденцию. В пропавшем из планов украинского проката мультике "Труп невесты" (2005) есть веселенькое "специальное украинское заклятье", которое используется для переноса в мир мертвых.

Попасть в мир мертвых можно и более банальным способом - погибнуть от пули, которую продал украинский оружейный барон Юрий Орлов (Ник Кейдж, "Оружейный барон", 2005). Пока его младший брат (Джаред Лето) варит несъедобный борщ или выкладывает кокаином карту Украины, бывший одессит Орлов совершенствуется в переговорах по сбыту тонн оружия во все страны мира. Украинская мафия наводит ужас не только в российских фильмах типа "Брат", но и в "Ограблении по-итальянски" (2003), где звучит гениальная фраза: "If there's one thing I know, it's never to mess with mother nature, mother in-laws and, mother freaking Ukrainians" ("Если что я знаю точно, так это никогда не связываться с матерью-природой, тещей и с чертовыми украинцами"). Выводы об имидже страны можно сделать самим.

Не такой мрачный образ Украины можно почерпнуть из того же сериала "Секс и город", где домработница одной из героинь - хмурая, но все-таки трогательная украинская тетенька, которая вечно ворчит и выводит из себя Миранду. Такая тетенька есть и в канадском фильме "Медицинская академия" (2004) - уборщица-украинка в больнице отключила систему жизнеобеспечения пациента, чтобы включить пылесос. Смешной эпизод, который наверняка запомнится массовым зрителям больше, чем все достижения украинских ученых в той же Америке.

А тем временем Министерство иностранных дел проводит тендеры по созданию благоприятного имиджа Украины в мире с запланированным бюджетом в 2,5 миллиона долларов, который в очередной раз будет "как мертвому припарки". Ведь "Украина" уже является брендом - объяснением всего непонятного, что-то среднее между посмешищем и умилением. Брендом, придающим очаровательный колорит медиа, в которых он используется, но который пока еще никто не будет воспринимать всерьез. Оранжевая революция, породившая интерес, осталась революцией на экранах телевизора, которая только чуть обозначила местонахождение Украины на карте и стала всего лишь отличным новостным поводом для тех же кинематографических изысков. А кино, как известно, "важнейшее из искусств", лучше других формирует представление о любом понятии или субъекте...

350 врачей «встали и ушли» в Калининградской области, отказавшись работать в период пандемии Пика коронавируса в России могли не заметить «Лучше, если пациент будет сидеть в машине скорой помощи, чем на стуле в приемном покое» Теплосети Челябинска могут отдать в концессию Три брянские продавщицы пострадали от артистичного афериста

Лента новостей