Сталинская архитектура Челябинска: в чем ее достоинства
Идея посмотреть на Челябинск архитектурный пришла в голову трем дилетантам: инженеру-механику, инженеру-строителю и филологу-преподавателю. Это Владлен Феркель, Игорь Стоякин и Елена Меньшенина.
Изначальная мысль была проста: «Вот бы сделать словарик архитектурных терминов на местном материале, а от открываешь какую-нибудь книгу и начинается здание в шести осях фланкированных… на аттике… И кривая фотография какого-нибудь далекого города. Вот и поди разберись».
Для того, чтобы сделать словарь, нужно сфотографировать объекты, понять, как что называется, и все подписать.
Естественно, что списка зданий (особенно общественных и административных) с указанием годов постройки и преобладающего стиля днем с огнем не сыщешь. Энтузиасты взяли фотоаппарат и просто пошли по городу. Что им казалось подходящим - фотографировали.
Потом начали искать у блогеров фотографии интересных зданий и разыскивать эти же здания на местах. Объем информации нарастал. Решено было делать книгу по районам строго в алфавитном порядке: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Тракторозаводский. Последним был Центральный район, в самом конце которого здание Челябинского театра оперы и балета на площади Ярославского. Так получился альбом, в котором всего 290 зданий Челябинска на разных улицах: от улицы 1-й Пятилетки до Емельяна Ярославского.
Почему взяли именно это период? Просто уже был сделан альбом по модерну в архитектуре Челябинска, а конструктивизм в чистом виде, пришедший на смену модерну, был инициаторам проекта не очень интересен.
Хотя они, конечно, прихватили здания конструктивизма, переходящего в советский неоклассицизм (термин «сталинский ампир» показался несколько некорректным). Еще один интересный период той эпохи: борьба с теми самыми архитектурными излишествами, которые по сей день радуют глаз в отличие от «хрущевок». Один из соавторов даже написал по этому поводу статью, которую тоже включили в альбом. Так что выбранный период в истории архитектуры Челябинска, как признаются, инициаторы проекта, их не разочаровал.
- Влад, сколько всего времени ушло на реализацию?
- Около двух лет. Как-то незаметно они пролетели.
- Что стало самым трудным? Такого же проекта раньше никто не делал.
Понятно, что привести здание в первоначальный облик мы не можем, но старались по возможности убрать лишнее, выровнять, зашпаклевать. Иногда доходило до курьеза. На одном здании на проспекте Ленина была вывеска банка. Она не украшала фасад и пришлось ее аккуратно удалить. Иду через несколько дней по городу и вижу, что вывески банка на здании нет. Тут я испугался. К счастью, оказалось, что тот просто переехал. То есть вторая по трудности задача — привести сфотографированные объекты в товарный вид.
Третья сложность — найти описание здания (по жилым домам это было проще) и подписать архитектурные элементы. Тут у каждого составителя словарей, как оказалось, свой подход и свои названия. Приходилось искать золотую середину.
- Интересно, конечный результат соответствует первоначальному замыслу?
- Как обычно, результат оказался не таким, как ожидалось. Сам словарь получился всего на 20 страниц (около 100 понятий с иллюстрациями и адресами). А вот альбом очень велик. Как-то не предполагалось такого изначально. Стало понятно, что никто и никогда его не пролистает от начала до конца. Хотя можно водить экскурсии по отдельным домам и рассказывать заинтересовавшимся.
- Какие выводы ты сделал для себя по итогам двухлетнего проекта?
- Во-первых, Челябинск, как любой, особенно крупный, город может гордиться своим архитектурным обликом. В нем есть что посмотреть, нам есть что показать. Во-вторых, если в доме не прибирать, то он теряет свой облик. Так и здания, если их уродовать, то даже лучший дворец превратится в сарай. В-третьих, зеленые насаждения имеют свойство вырастать и закрывать замысел архитектора бесследно. Без зелени в городе не прожить. Но нужно ее формировать и обновлять (не спиливать все до ствола и не выкапывать живые деревья, потому что выделены хорошие деньги на новые саженцы).
- Так все-таки есть интерес у челябинцев к истории города?
- Когда рассказываешь, чем занимаешься, показываешь конкретные образцы совершенно далеким от архитектуры людям, видишь, как загораются глаза, как люди начинают иначе видеть свой город. Просто нужно выучить архитектурный алфавит, и «чтение» зданий затянет на всю жизнь.