Стихийные митинги защищает Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Акцию сторонников Навального 14 февраля правоохранители России своими призывами о якобы незаконности мероприятия рекламировали, пожалуй, сильнее, чем сами организаторы. Заявления прокуратуры, МВД, Следственного комитета по этому поводу многие россияне восприняли как абсурдные.
Ибо что незаконного может бытьв выходе в свой двор с зажженной свечой в руке или с включенным фонариком на сотовом телефоне? Вряд ли полицейские смогут ответить на этот вопрос.
Ранее известный адвокат в беседе с Lentachel.ru отмечал, что уведомительный порядок проведения мирных акций протеста не может быть самоцелью — смысл процедуры уведомления в том, чтобы позволить властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения спокойного проведения собрания.
Адвокат напомнил, что нельзя исключать ситуации, когда публичное мероприятие проводится в качестве срочного или спонтанного ответа на непредсказуемое событие, и в этом случае невозможно соблюдать обычные временные рамки для уведомления.
Именно поэтому мирные стихийные собрания защищены статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и являются существенным элементом свободы собраний.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение участником мероприятия порядка проведения собрания) образуется лишь тогда, когда протестующий пьян, скрывает лицо, имеет с собой оружие или пиротехнику, а также если не подчиняется законному требованию полицейского или нарушает общественный порядок.
Насколько можно судить по ранее прошедшим акциям 23 и 31 января, ряд участников мирных акций протеста, несогласованных с властями, задерживали (а некоторых потом и арестовывали) только за собственно участие в акции протеста. Что недопустимо с точки зрения российского законодательства.