25.04.2008 19:05

Трещины в "Регионах"

Трещины в Трещины в "Регионах"В последнее время главным источником новостей в украинском политикуме стало противостояние Кабмина и Секретариата президента. И потому, наиболее часто упоминаемые блочно-партийные единицы – БЮТ, НУ-НС и "Единый центр". Но Партии регионов удалось присоединиться к топовым ньюсмейкерам апреля. Для этого ПР было достаточно провести потенциально эпохальный съезд.

Не все спокойно в "региональном" королевстве

О том, что у ПР могут начаться заметные проблемы, заговорили еще в начале 2008 года, когда впервые в прессу просочилась информация о том, что "орденская" дружба Виктора Балоги и Бориса Колесникова может продолжиться в форме успешного партийного правительства. Спустя некоторое время Виктор Иванович действительно покинул нестройные ряды "Народного союза "Наша Украина", и политикум накрыло буйством слухов: разумеется, Балога соберет свою, самую президентскую, партию, скорее всего, она будет создана на базе общественного объединения "Гарт", и кто же будет главным финансовым донором, как не Ринат Ахметов… На практике пока все несколько скучнее. Партии "Гарт" все нет и нет. Правда, свято место пусто не бывает: создан подозрительно преданный президенту и подозрительно ориентированный на СП по кадровому составу (преимущественно недавние "неподписанты") "Единый центр", руководство которого настойчиво отрицает идейную или финансовую связь с кем бы то ни было из заметных политических игроков. Да и исподтишка прогнозируемый распад Партии регионов по линии "Ахметов-Янукович" тоже не произошел. Но неприятный осадок остался.

Помимо потенциальных финансово-идеологических разногласий у ПР возникли реально существующие сложности. В последнее время у Виктора Ющенко проявилась интересная привычка укомплектовывать подвластные ему государственные органы "не оранжевыми" кадрами. Украинский политикум достаточно бурно переживал еще декабрьское назначение Раисы Богатыревой, как тут ей в заместители с легкой руки президента был назначен "теневой" министр иностранных дел Константин Грищенко. Раиса Васильевна публично заверяла "родную" партию, что даже в СНБО проводит "правильную" политику и, надо полагать, укрепляет внеблоковый статус Украины (в обход президентских НАТО-устремлений). Но циркуляция слухов о том, что для госпожи секретаря апрельский съезд ПРУ рискует стать последним, заставляла задуматься. По итогам партийного собрания Богатырева все еще "регионалка". Но осадок снова остался.

Съезд Партии регионов, назначенный на 19 апреля, обещал быть интересным уже с момента оглашения повестки дня. Переписать устав, изменить структуру партийного руководства, проаноносировать новшества программы – все эти грядущие перемены позволили заранее заговорить о грядущем реформировании одной из серьезнейших украинских партийных единиц. А то, что за два дня до эпохального мероприятия стало известно, что оно будет проходить в закрытом режиме, заставило задуматься о том, насколько непросто будут даваться "регионалам" перемены.

Стать по-настоящему скандальным "всерегиональное" действо не смогло, но, впрочем, скорее всего, оно на то и не было рассчитано. Едва ли не самый волнующий момент – кадровые чистки – были торжественно отложены "на потом", хотя Анна Герман подтвердила: перемены в партийном составе грядут, причем скоро. Кроме того, заранее анонсированные структурные изменения позволили успешно замаскировать некоторые партийно-кадровые перестановки. После создания политсовета, в который вошли 182 человека, включая всех народных депутатов, был вновь избран президиум этого политсовета и переутвержден глава партии (он же глава политсовета и глава его президиума).

Перемены отобразились на отдельных партийцах. Так, Раиса Богатырева ранее была заместителем руководителя партии, а после уставных перестановок даже не вошла в президиум политсовета.

По большому счету, понижение в значимости – налицо, но публично "отлучить от власти" или по какой-то причине "не включить в новый состав" – две заметные разницы…

Если смена устава была призвана улучшить жизнь рядовых (но, скорее всего, высокопоставленных) партийцев прямо сейчас, то потенциальные изменения программы ориентированы все больше на избирателей. Партия регионов устами Николая Азарова задекларировала преданность центристским идеалам несмотря на то, что накануне съезда Тарас Чорновил "сватал" переход к левоцентризму) и демократическим изменениям в обществе. Путь демократических перемен идет через парламентско-президентскую форму правления (тут "Регионы" себе снова не изменяют). Потрясающую "окололозунговую" последовательность "регионалы" решили проявить и в вопросах внеблоковости государства и статуса русского языка как государственного. Этим пунктам в программе быть, хотя снова-таки, за день до сакраментального мероприятия отдельные представители политической силы это отрицали.

В общем и целом, ПР на словах готова и к переменам, и к бою. Во всяком случае, пункт готовности к славным деяниям задекларировал лидер партии. В своем "установочном" выступлении Виктор Янукович нарисовал нерадужную картину украинской политической действительности: "Факт сползания страны к катастрофе настолько очевиден, что тревогу забила не только Партия регионов. Прямые обвинения правительства в неспособности принимать правильные решения, уже открыто звучат и со стороны президента. Это означает, что мы стоим на пороге реального кризиса власти, который может закончиться досрочными выборами". А в завершение Виктор Федорович добавил: " Я думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня Партия регионов как никогда уверена в своих силах". Но все равно – осадок остался…

Все, что ни делается – к лучшему?

Нельзя сказать, что апрельский съезд Партии регионов стал в полном смысле этого слова эпохальным. Были задекларированы перемены, часть из них даже свершилась. Учитывая некоторую тягу украинских партий к аморфности, если не к стагнации, то изменить хоть что-то – уже достижение, за которое ПР честь и хвала. Вопрос, правда, в том, почему именно сейчас.

Уже упомянутые выше внутренние сложности "Регионов" не могли не породить потребность в некоторых обновлениях. Хотя, к примеру, партия НСНУ, положение которой тоже оставляет желать лучшего, свою потребность пока ярко не осознала. И, если говорить о развале ПРУ (даже в "балоговского-гартовского-центральном" контексте) еще рановато, то партийные чистки и изменения в уставе можно посчитать необходимыми, но, возможно, несколько превентивными мерами, призванные подукрепить позиции нынешнего руководства.

По большому счету, структурная часть ПР-перемен создает впечатление "чистки рядов" и доведения партии до готовности номер один. Для чего нужна эта готовность – покажет время. И хотя Виктор Янукович и поделился своим мнением по поводу неминуемости очередных внеочередных выборов, речь, скорее всего, может идти о новом этапе коалиционных игр. Наиболее вероятным потенциальным партнером "регионалов", несмотря на ситуативные синхронные голосования с БЮТ, остается президент и преданная ему часть НУ-НС. Но, в таком случае мечты о "широкой" коалиции странно сочетаются с некоторым "похолоданием" преданных партийцев по отношению к той же Раисе Богатыревой. Изначально ее назначение на пост секретаря СНБО выглядело реверансом ПР, но партийное понижение Раисы Васильевны может свидетельствовать об растрате заметной части кредита доверия. Не исключено, что для ПР Богатырева уже едва ли не "креатура Ющенко". В полной мере доверять нельзя даже с оглядкой на возможную "широту" коалиции, изгонять из партии – тоже (с одной стороны, сор из избы выносится, с другой – теряется возможность контроля). А с президентом можно продолжать ненавязчиво дружить, но, по возможности, не "кадрами": дело это ненадежное, да и при соответствующей "обработке" со стороны чревато появлением центробежных тенденций.

Даже с учетом того, что именно президентскому лагерю прочат заинтересованность в ряде "региональных" кадров (особенно в тех пунктах, которые очень небедные люди), нельзя сказать, что распад ПР уж очень выгоден Балоге сотоварищи. Мечта о создании мощной и популярной пропрезидентской партии (как вариант – на деньги Рината Леонидовича) – это захватывающая, но все же мечта. Даже с учетом потенциально впечатляющих и административных, и информационных, и финансовых ресурсов на создание по-настоящему серьезного игрока для политической арены могут уйти годы. А ни время до президентских выборов, ни персональный рейтинг Виктора Ющенко не позволяет слишком сильно рисковать. И посему, кому-кому, а президенту до поры до времени выгодна "крепенькая и здоровенькая" Партия регионов. Не из любви последней, а только пользы для – как противовес усиливающемуся влиянию Юлии Тимошенко и ее блока.

С учетом сложившейся ситуации Украине в последнее время все чаще прочат перспективу создания биполярной системы, где в одном углу ринга – БЮТ, а в другом – ПР. Оснований для этого хватает. Заметный отрыв двух политических сил от других соперников заметен невооруженным взглядом, и проводить досрочные выборы для наглядной фиксации этого разрыва необязательно (хотя было бы и интересно). Более того, анонсированные на съезде ПР институциональные изменения могут послужить примером растущей готовности партии к двухстороннему противостоянию.

Казалось бы, ничего принципиально нового, судя по речи Николая Азарова, в программе Партии регионов не появится. Так, рабочие изменения с поправкой на прошедшие годы. Но для полноценной биполярной системы все-таки необходимы существенные идеологические различия. Фактически, между БЮТ и ПРУ их не так уж много: обе политические силы мечтают о демократии и торжестве Конституции, обе склоняются к парламентско-президентской форме правления, обе, по большому счету, декларируют центристскую ориентированность с заметным креном влево. Соотвестственно, необходимо выделить хоть какие-то принципиальные различия, из-за которых (по идее) за них должны голосовать избиратели. "Региональные" идеологи не стали мудрствовать лукаво и взяли на вооружение стандартно-лозунговые "НАТО – нет/Русский язык – да". Впрочем, популизм до сих пор не последнее по полезности оружие, особенно если учитывать потенциальный отток некоторого процента ПР-электората к БЮТ. Не той его части, которые "идейные бело-голубые", а тех, кто сможет достаточно тепло отреагировать на возможные социальные реформы премьера Тимошенко. И разрекламированная перспектива внедрить практику почасовой оплаты шахтерского труда – БЮТ-камень именно в "региональный" электоральный огород. И поэтому в ПРУ вынуждены "что-то срочно решать" с собственной привлекательностью для избирателя.

Сама по себе потенциальная двухпартийность могла бы свидетельствовать о незаметно подкрадывающейся зрелости украинской политической системы, если бы поляризация общества не основывалась на ментально-географическом принципе. Уже сейчас можно выделить две большие группы симпатиков, которые и могут стать основанием для укрепления биполяризма. Но только это с небольшими коррекциями все те же "бело-голубые" и "оранжевые", что и в 2004 году. И для того, чтобы довести систему "до ума", но при этом не углубить "трещину" в народе, нужно приложить немало усилий. Не факт только, что найдутся желающие эти усилия прилагать. Те же "регионалы" сейчас, по всей видимости больше озабочены потенциальными "трещинками" в своей структуре. А поскольку народ и партия уже больше пятнадцати лет, как не едины, ПР сначала подумает о себе.

До конца года в Челябинской области будет заменено еще около 400 лифтов Лукашенко объяснил, почему считает Калининград «нашим» Рейс из Москвы в Челябинск задержан из-за пассажира без маски Дополнительную защиту с середины августа получат те, кто лишится работы Дороги в Челябинске стоит сузить, считает урбанист

Лента новостей