«Убежище для атома-3». Премьера фильма прошла в Челябинске
Презентации фильма состоялись в информцентре по атомной энергии в Челябинске, в Озерске в технологическом институте (филиале Московского инженерно-физического института, МИФИ), а также в лицее № 11 Челябинска - в рамках научно-технической программы «Шаг в будущее».
Этот фильм рассказывает о современных подходах к созданию систем финальной изоляции радиоактивных отходов (высоко- и среднеактивных) в разных странах мира. Новые технологии разрабатываются в подземных лабораториях.
В дискуссии по итогам просмотра в информцентре по атомной энергии приняли участие Никита Медянцев (руководитель Центра общественных и международных связей ФГУП «НО РАО»), специалисты федеральных ведомств, журналисты, студенты и школьники. В том числе активно обсуждались особенности создания лаборатории в Нижнеканском скальном массиве.
В Озерске перед показом фильма директор местного филиала МИФИ Иван Иванов подчеркнул значимость создания системы окончательной изоляции радиоактивных отходов для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды.
Первая часть трилогии «Убежище для атома» рассказывает о том, как в России будет обеспечена финальная изоляция радиоактивных отходов. До сих пор в нашей стране были лишь временные пункты хранения (их больше тысячи в разных регионах). Атомная энергия активно использовалась в России, начиная со времен СССР. Прежде всего РАО возникали в результате реализации оборонных программ. Атомные ледоколы и подводные лодки, АЭС и специальное медицинское и исследовательское оборудование - их работа приводит к появлению радиоактивных отходов. Которые десятилетиями хранились в СССР и потом в России во временных пунктах хранения. Но больше в таких условиях РАО хранить нельзя. Нужны постоянные хранилища, где радиоактивные отходы будут постоянно и надежно изолированы.
Несколько лет назад в России приняли закон о запрете на ввоз в нашу страну любых радиоактивных отходов. Сейчас государство контролирует весь процесс обращения с радиоактивными отходами. Начиная с выбора площадки для захоронений. Законодательство стимулирует предприятия в разы сокращать количество РАО.
По международной системе МАГАТЭ радиоактивные отходы делятся на высокоактивные, среднеактивные, низкоактивные и очень низкоактивные. Высокоактивных лишь 1% от общего объема.
Низкоактивные РАО (медицинское оборудование, инструменты, спецодежда) не представляют особой ценности и не несут значительной угрозы. А вот отработанное ядерное топливо может стать источником для получения разных видов топлива. Но от переработки отработанного ядерного топлива образуются радиоактивные отходы. Как же и где хранить то, что копилось десятилетиями?
Сперва был подготовлен проект по созданию подземной лаборатории на глубине 500 метров вблизи ЗАТО Железногорск (Красноярский край). Здесь более полувека производили оружейный плутоний. Создание здесь подземной лаборатории - первый этап. Исследования должны показать, насколько безопасно здесь в дальнейшем захоранивать высокоактивные и среднеактивные РАО. Предстоит в натурных условиях отработать основные элементы транспортно-технологических операций. Предполагается, что лаборатория будет потом преобразована в пункт финальной изоляции РАО.
Подземная лаборатория близ Железногорска должна быть построена к 2024 году.
Вообще эта проблема сегодня в мире считается одной из самых актуальных. Наибольший опыт накоплен во Франции, где АЭС - основа энергетики страны (более 50 атомных станций в стране, второе место в мире). 78% электроэнергии во Франции дают именно АЭС. Власти в этой стране давно уже убедили население, что атомная энергетика может быть безопасной. Разумеется, при соблюдении всех международных требований в области безопасности. В сфере обращения с радиоактивными отходами Франция ушла далеко вперед. России теперь предстоит учиться у Франции.
На французских пунктах финальной изоляции радиоактивных отходов постоянно ведется мониторинг окружающей обстановки. Здесь готовы провести экскурсию для любого человека, все показать и ответить на все вопросы. Такой пункт, например, создан близ Шербура на севере Франции. В 60-х годах ХХ века здесь снимали фильм «Шербурские зонтики». А вскоре начали строить хранилище для захоронения радиоактивных отходов. И потом 26 лет занимались собственно захоронением. Сегодня на этом месте видна огромная зеленая лужайка. Радиоактивный фон не превышает естественного уровня. Он, ниже, например, чем в Томске, где тоже предстоит построить подобное хранилище. Российские журналисты (включая челябинских) не так давно побывали на этом пункте финальной изоляции.
Уровней защиты в таких хранилищах несколько. Радиоактивные отходы помещены в специальные контейнеры и бетонные камеры. Остальное пространство заполнено различными материалами, включая битум.
Ученые мир ищут вопрос – как сохранить на века информацию о месте расположения хранилищ с РАО. Начали записывать информацию на сапфировые диски. Камень меньше подвержен разложению. Но главная проблема – сможет ли кто-то через 50 или 100 тысяч лет понять современный французский или русский язык, на котором сейчас записывается информация о хранилищах. Выходом может стать система символов, понятных всем.
Второй фильм трилогии «Убежище для атома» рассказал о том, как устроены хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и РАО в разных странах мира. Опыт накоплен значительный. Причем, опыт одних стран дополняется опытом других. В том числе говорится об опыте Германии, Южной Кореи.
Стоит сказать, что подобные подземные лаборатории по изучению возможностей захоронения РАО созданы в Бельгии, Финляндии, Японии, США, Швейцарии, Франции. В разных странах РАО хранят по-разному. В Финляндии в граните, в США – в древних соляных пластах, во Франции в глине. Россия сделала ставку на гнейсовые породы. Создатели подземных лабораторий стараются просчитать все риски. Включая осадки и подземные воды. При любой паводковой обстановке должна быть обеспечена надежная изоляция. И от землетрясений защита тоже должна быть обеспечена.
Первый российский пункт финальной изоляции радиоактивных отходов построили совсем недавно в Новоуральске (Свердловская область). Это хранилище рассчитано на сотни лет. Толщина невозвратного контейнера здесь – 12 сантиметров. В таких контейнерах РАО готовы к финальной изоляции. Все манипуляции с опасным грузом производятся автоматически. Конструкция хранилища включает в себя систему барьеров безопасности. Хранилище предусмотрено в пять ярусов. Каждая ячейка с РАО закрывается многотонной бетонной плитой.
В ходе мониторинга допустимые дозы радиации здесь будут контролировать в воздухе, почве и даже выпавшем снеге.
В конечном счете вся работа по финальной изоляции РАО ведется с целью сохранить планету безопасной для жизни будущих поколений землян.