Власти Челябинской области рапортуют об успехах, а жителям по-прежнему нечем дышать
Власти рапортуют, что экологическая ситуация в Челябинске улучшается. Но как на самом деле обстоят дела?
Несмотря на выделение огромных средств из федерального, регионального бюджетов, а также от самих промпредприятий, жители крупнейших городов Челябинской области продолжают жаловаться на состояние атмосферного воздуха. При этом руководители заводов и комбинатов отчитываются перед главой страны, что федеральные экологические программы успешно реализуются. Им вторят чиновники различных министерств и ведомств.
«По данным Росприроднадзора, в 2018 году объем отходящих выбросов от стационарных источников составил 2 716,9 тыс. тонн, из них 2 230 тыс. тонн уловлено и обезврежено, а выброшены в атмосферный воздух 486,486 тыс. тонн, – официально сообщает пресс-служба министерства экологии региона. – В 2019 году всего от стационарных источников выбросов объем отходящих газов составил 2 569,1 тыс. тонн, из них уловлено и обезврежено 2 112,04 тыс. тонн, а выброшены в атмосферу 457,06 тыс. тонн».
Данных по 2020 году пока нет, но вряд ли они будут сильно отличаться.
В региональной столице значительно превышен уровень концентрации в воздухе бензапирена и формальдегида. Периодически, по данным экологов, фиксируется превышение норм фенола, диоксида азота, фторида водорода, сероводорода, взвешенных веществ. Более трети дней в году сопровождалась неблагоприятными метеоусловиями (НМУ).
Источники загрязнения атмосферы в Челябинске давно и хорошо известны: ЧЭМК, Мечел, Мечел-кокс, цинковый завод, Фортум и ряд более мелких производств. Хорошо, конечно, что власти региона начали с крупнейшими такими предприятиями подписывать экологические соглашения.
Власти Челябинской области не без гордости объявляют, что благодаря их титаническим усилиям удалось-таки закрыть источник веяных пожаров и вони над городом – мусорный полигон между Калининским и Металлургическим районами. Но чиновники немного лукавят.
Да, ежегодно свалка выбрасывала в атмосферу до 60 тонн вредных веществ, однако переезд мусорного полигона за город проблему кардинально не решил.
Во-первых, новое место полигона в районе Полетаево-2 выбрано крайне неудачно. Свалка встала на месте геологического разлома, каждую весну талые воды со свалки стекают в Шершневское водохранилище либо пополняют грунтовые воды. А, во-вторых, площадь полигона недостаточна для мусора миллионного промышленного мегаполиса. Свалку, конечно, можно немного увеличить за счет земель Шершневского лесничества, но это тоже временное решение – пока и этот полигон не будет полностью заполнен.
Кардинальное решение – строительство под Челябинском (а позже и под Магнитогорском) комплекса с полной переработкой отходов и выработкой дополнительной тепловой энергии для города (если мусор будут сжигать). Но и в этом вопросе существуют подводные камни.
Согласно федеральным программам, в ближайшие 10-15 лет в 25 городах России планируется строительство заводов для сжигания мусора, в том числе и в Челябинске. В общей сложности мощность новых станций составит 1,5 ГВт. Однако для введения в строй всех заводов альтернативного теплоснабжения необходимо около 1,3 триллиона рублей. У государства на эти цели денег нет, поэтому часть средств могут попробовать собрать с потребителей электроэнергии через повышенные тарифы. А это наверняка вызовет протест населения, которое и так теряетв доходах который год.
В принципе любую проблему можно решить. Для этого достаточно двух факторов – финансов и политической воли властей. А с этим, увы, напряженка.
Не стоит забывать и еще об одном источнике загрязнения воздуха. И, возможно, самом канцерогенном. Речь идет о выхлопных газах автотранспорта, которыми люди дышат, даже просто переходя улицу.
Любопытно, что новая концепция развития челябинского транспорта включает покупку не менее 850 низкопольных автобусов разных классов и не менее 190 трамваев (не ясно, правда, где власти собираются закупать трамваи, если Усть-Катавский завод работает слабо). Еще в 2019 году губернатор Алексей Текслер обращался к вице-премьеру России Алексею Гордееву с просьбой оказать содействие в выделении 4,5 миллиарда рублей из федерального бюджета на приобретение в 2020 году газомоторных автобусов. Но в ответ – тишина.