Комплекс «маленькой Англии»

Британский министр по вопросам иммиграции Лайм Берн объявил, что лейбористская партия представит свои предложения по миграционной политике в начале 2008 года. По его мнению, новая схема позволит правительству лейбористов эффективнее управлять миграционными процессами и при этом привлекать квалифицированных специалистов на свободные должности, что позволит разрешить экономические проблемы и поспособствует удовлетворению национальных интересов. Новая схема должна быть проще, прозрачнее и легче в применении. «Эта система позволит пускать в страну только тех людей, которым есть что предложить Великобритании», – сказал Лайм Берн. Какой же была до этого иммиграционная политика лейбористов?

Исчезновение империи вызвало надлом в национальном самосознании британцев, потерявшем привычную целостность. Англичанам пришлось в исторически сжатые сроки выстраивать новую систему приоритетов на мировой арене. В стране, для жителей которой прежде было характерно ощущение принадлежности к метрополии, произошла трансформация понятия «британство». Теперь британцы стали англичанами, шотландцами, валлийцами и ирландцами.

Менялись и другие аспекты мировосприятия. Культурная парадигма, заданная викторианской Англией, уступила место неприятию конформизма, новым представлениям об общественной морали, искусстве, отношениях между полами, человеческой индивидуальности. Однако никакие перипетии развития не стерли из исторической памяти жителей туманного Альбиона воспоминания о Pax Britannica.

Имперская ностальгия проявилась со всей очевидностью в 1982 году, когда из-за Фолклендских островов вспыхнул британо-аргентинский вооруженный конфликт. Эта война, если ее рассматривать как защиту британской заморской территории от нападения извне, была справедливой. Однако сопровождавшая ее риторика, послужившая возрождению джингоизма – английского агрессивного патриотизма, – продемонстрировала стремление показать всему миру, что Великобритания не просто европейское государство, а великая держава.

Однако фолклендский «всплеск» не получил продолжения. Британия уже не могла, да и не желала чувствовать себя наследницей империи. Отношение британцев к окружающему миру изменилось. В противовес надежде на возрождение сверхдержавы, время от времени дававшей о себе знать, возник комплекс «маленькой Англии» – ощущение уязвимости и стремление во что бы то ни стало отгородиться от источника возможной опасности. Следствием этого стало нарастание националистических и даже шовинистских настроений.

Так, в 1962 году был введен иммиграционный контроль за лицами, приезжающими из государств Содружества, усиленный в 1971-м. После принятия в 1981 и 1987 годах законов об иммиграции пребывание в стране сверх установленного срока стало уголовно наказуемым. К началу 1990-х в Британии заговорили о смерти идеалов Содружества, поскольку дискриминация по расовому и национальному признаку приняла в стране институциональный характер.

Влияние имперского прошлого до сих пор дает о себе знать, проявляясь прежде всего в деятельности британских правых. После Второй мировой войны на первый план в их агитации вышла имперская тематика и идея «бремени белого человека». Однако если раньше в основе подобных настроений лежало ощущение снисходительного превосходства над туземными народами, то в период распада империи и в настоящее время его сменили враждебность, неприязнь и агрессия. Сегодня главные лозунги правых – запрет иммиграции и защита этнической чистоты коренных британцев – сочетаются с открытыми проявлениями враждебности к Европейскому Союзу.

Лейбористы, сменившие консерваторов в 1997 году, традиционно более благосклонно относились к выходцам из стран «третьего мира», прежде всего из бывших британских колоний. Однако в последние годы и среди них наметилась тенденция к ужесточению иммиграционной политики. Это оттолкнуло от лейбористского правительства многих представителей этнических меньшинств, прежде всего мусульман, что привело к неудачам правящей лейбористской партии на местных выборах.

Перед лейбористами стояла трудноразрешимая задача: приостановить размывание британской идентичности, сохранить положительные стороны мультикультурализма, соблюсти баланс между традициями меньшинств и правами человека.

Правительство лейбористов традиционно придерживалось принципов терпимости и мультикультурализма, однако не закрывало глаза на антиобщественную деятельность иммигрантов. Дэвид Бланкетт, министр внутренних дел в 2001-2004 годах, занял твердую позицию в вопросе защиты прав человека от практики телесного наказания детей в медресе или насильственной выдачи замуж (последняя имеет место среди выходцев из Индии, Пакистана и Бангладеш). Кроме того, в последние годы правительство стало решительнее поступать в вопросе высылки из страны иммигрантов, незаконно находящихся на ее территории, – депортации ожидают более 150 тыс. человек.

Одним из шагов по решению проблемы идентичности стал Закон о национальности, иммиграции и убежище (2002 год). На его основании с 2004 года была введена церемония вступления в гражданство, во время которой необходимо принести клятву на верность британской монархии и присягу на верность стране. Кроме того, претенденты на британское гражданство должны продемонстрировать хорошее знание истории и географии Соединенного Королевства. В 2006 году был принят закон об удостоверениях личности, который не только направлен на борьбу с терроризмом и преступностью, но также призван укрепить статус гражданина путем предоставления доступа к услугам «государства благосостояния».В начале 2006 года министр финансов Гордон Браун с целью укрепления патриотических настроений предложил учредить новый национальный праздник – День Британии.

Еще недавно девять из десяти жителей страны считали, что британец необязательно должен быть белым, и четверо из пяти полагали, что необходимо уважать права этнических меньшинств. Сейчас ситуация изменилась. Перегородки, разделяющие общины, которые живут в Великобритании, становятся все менее прозрачными и проницаемыми

Горнолыжные ботинки – редкий товар Полет на Марс «заберет» у экипажа после возвращения несколько лет жизни Принуждали к мастурбации Алису Вокс, когда ей было 17 лет Ссора полярников в Антарктиде закончилась поножовщиной Для брянцев устроят эпичную битву в овраге

Лента новостей