27.06.2007 19:22

Очень эпическое кино Сергея Бодрова

В дикой средневековой Монголии — где предательство и грабеж считаются достоинствами, а кочевые племена бесконечно враждуют друг с другом — маленький мальчик по имени Тэмуджин с детства вынужден спасать свою жизнь. Его отца убил хан враждебного племени, а весь его род порабощен. Чувство собственного достоинства заставляет мальчика убегать от врагов и набираться сил. Чтобы однажды отомстить всем своим обидчикам и самому стать ханом — царем над всей Монголией. Два его единственных родных человека, мать и жена, которую у монголов принято выбирать в отроческом возрасте, вызволяют Тэмуджина из всех тех передряг, в которые он постоянно попадает: никто не упускает случая обидеть странноватого юношу с подозрительно гордым взглядом.

Сергей Бодров завершил свой давний проект о детстве Чингисхана. Фильм, о котором два года назад говорилось с огромным энтузиазмом, за прошедшее время успел забыться, а большинство людей вообще уверились в том, что он выродился в прошлогодний блокбастер "Кочевник" /Nomad/ (2005). Тем неожиданнее было обнаружить, что проект все же никуда не делся и, более того, готов к прокату. На этом неожиданности не заканчиваются. Не будет большим преувеличением сказать, что "Монгол" (2007) — один из первых российских больших фильмов, который не стыдно смотреть из-за вторичности или малобюджетности. Бодрову удалось снять полноценный масштабный киноэпос.

Этот жанр, как известно, отличает своеобразное понимание времени. Оно течет не так, как в привычном нам мире: в эпосе временная протяженность зависит от событий, которые происходят в жизни действующих лиц. Если сказать упрощенно, то если ничего существенного не происходит, то времени как бы нет, оно исчезает, если же происходит нечто важное с точки зрения повествователя, время не только появляется, но даже растягивается настолько, чтобы можно было рассказать о событии максимально подробно — в соответствии с его значимостью. Отсюда — отрывистые картины, в которых мы видим отдельные, самые яркие эпизоды из жизни будущего Чингисхана. Но отрывистость эта величественна, нетороплива, сценарий нигде не возбуждает мысли о сюжетных проколах.
Фильм снят на монгольском языке. К сожалению, состояние российского проката вряд ли позволит выпустить во всех кинозалах субтитрированную версию и большинству зрителей будет не понять, отчего Тэмуджин в одной из сцен произносит панегирик родному языку ("Когда-нибудь весь мир будет говорить на монгольском! Ты только прислушайся, как красиво звучит!"). Но продюсер фильма Сергей Сельянов пообещал, что несколько копий с оригинальным звуком все же будут доступны — видимо, только в ряде кинотеатров крупных городов. Уникальная звуковая картина "Монгола" дополняется изображением, которое доведено в своей аутентичности Монголии XII столетия почти до совершенства. Картины бескрайних степей, в которых невозможно укрыться от врагов, костюмы, изящные движения воинственных дикарей — все это выверено до малейшей детали, нигде не заставляя вспомнить о том, что где-то поблизости находится куча техники и персонала. Поступки героев по-эпически монументальны, независимы от времени, и при этом совершенно не претенциозны, не наполнены ложной метафоричностью. Как будто эти люди живут собственной жизнью, которая случайно оказалась доступна нашему взгляду. В отличие от нашумевшего "Апокалипсиса" /Apocalypto/ (2006) Мела Гибсона, напоминающего по форме научно-популярные игровые реконструкции ВВС, а по содержанию — навязчивые протестантские проповеди, "Монгол" не пытается быть актуальным высказыванием. Перед нами разворачивается трагическая судьба неординарного человека на фоне ужасающего положения его народа, до которого тот довел себя сам. Любые параллели тут вторичны и настолько же оправданны, как и в отношении любого другого эпоса.

Удивление, восхищение, ужас — это те состояния, в которых последовательно оказывается зритель "Монгола". Ни одного лишнего кадра, вплоть до некоторой скупости — в хорошем смысле слова, ни одного компромисса, вызванного разностью тех эпох, в которую говорится и о которой говорится. Батальные сцены и локальные стычки, диалоги и программные монологи персонажей остаются эффектными, но и исполненными духа своего времени, и в то же время соответствующими эпическим канонам. Словом, "Монгол" — это событие для российского жанрового кинематографа и огромная творческая удача режиссера Бодрова, с которой его и всех, кто работал над картиной, можно только поздравить.

Добывать нефть в России стали меньше Альтернативу самоизоляции нашли власти Великобритании Брянский судомоделист будет представлять нашу страну на Первенстве мира в Италии В Брянске вновь искали Александра Прохорова Гендиректор «Рависа» Андрей Косилов попал в ДТП? В результате аварии есть раненые

Лента новостей