Потерять имущество теперь может любой гражданин? Имущество у семей и у знакомых коррупционеров будут изымать
Именно об этом говорится в отказных определениях Конституционного суда по жалобам всем теперь известного экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, а также его родных и знакомых. Определения опубликованы на сайте суда.
В 2017 году суд изъял у заявителей имущество на сумму более 9 миллиардов рублей, придя к выводу, что официальные заработки Захарченко и членов его семьи не позволяли приобретать автомобили и недвижимость в таком количестве. Родители Захарченко, его сестра и бывшие подруги усомнились в правомерности применения к ним норм о контроле за расходами чиновников. Прямых доказательств, что источником этих средств были незаконные доходы Захарченко, Генпрокуратура не представила. Однако Конституционный суд напомнил, что подобная конфискация «относится к особым правовым мерам» и направлена на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей.
Необходимо обеспечить, полагает Конституционный суд, баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника, приобретшего имущество. У этого лица есть право представить в суд доказательства законности происхождения средств, на которые приобреталось имущество.
Адвоката родителей Захарченко такое решение, понятно, не устроило.
Так или иначе Конституционный суд поставил точку в споре. И теперь в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения, делает вывод адвокат Захарченко Александр Горбатенко. Доказывать же законность происхождения средств придется исключительно при помощи справки из налоговой по форме 2-НДФЛ. Как показала практика, другим доказательствам суды не верят.
На прошлой неделе Головинский суд Москвы взыскал в пользу государства активы на 6 миллиардов рублей с обвиняемого во взяточничестве полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его родственников.
Адвокаты выражают следующие опасения. Нормы о конфискации имущества могут работать на интересы общества только при наличии самостоятельного и независимого суда (а его в России фактически нет). В противном случае любого человека можно назначить держателем имущества коррупционера. То есть практически любой гражданин может по самым экзотическим основаниям вроде знакомства с коррупционером или сделки с имуществом лишиться своего имущества.
«С моей точки зрения, конфискация собственности – это серьезнейший акт, который не может происходить произвольно и обоснование которого должно быть убедительным. У нас же прокуратура давно ничего не доказывает – она просто излагает свою позицию, а суд с ней соглашается», - отметил адвокат Алексей Мельников. И добавил, что Россия показывает отличное от цивилизованного отношение к институту собственности.