Своевременный арест
Политические соображения вынуждают Сербию сдать генерала Младича
Вялотекущие поиски бывших лидеров боснийских сербов вылились в большую шумиху. Сразу несколько сербских СМИ со ссылкой на собственные источники сообщили об аресте генерала Ратко Младича. Эти сведения были официально опровергнуты сербским правительством и Международным трибуналом по бывшей Югославии, но и у того, и у другого есть веские основания скрывать факт ареста.
Первыми о задержании Младича объявили сербское государственное информагентство Tanjug, независимая телерадиостанция B92 и ведущее новостное агентство боснийских сербов SRNA. По их данным, Младич арестован в Белграде и переправлен на американскую военную базу, расположенную в боснийском городе Тузла. Именно по такому маршруту в Гаагу проследовал бывший президент Югославии Слободан Милошевич. Позднее в прессе появилась другая версия: Младич задержан на боснийской границе и доставлен в Белград, где идут переговоры о его выдаче трибуналу. Некоторые СМИ сообщили, что сербские службы безопасности окружили Младича, однако он по-прежнему находится в своем укрытии.
Представитель премьер-министра Сербии и Черногории Воислава Коштуницы назвал все эти сообщения манипуляцией с целью помешать действиям правительства, которое "полностью сотрудничает с Гаагой". МВД Сербии объявило, что никакой спецоперации по аресту Младича не проводилось. Вскоре с опровержением выступили пресс-секретарь главного прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии Карлы дель Понте, представители Госдепартамента США и источники в НАТО.
Ратко Младич занимает вторую строчку в списке обвиняемых, разыскиваемых Гаагским трибуналом. Вместе с Радованом Караджичем, бывшим президентом самопровозглашенной Республики Сербской, его обвиняют в военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных во время боснийской войны. С 1992 по 1996 год Младич занимал пост командующего войсками боснийских сербов. Следователи трибунала возлагают на него персональную ответственность за трехлетнюю осаду Сараево и убийство восьми тысяч мусульман в Сребренице. Всего Младичу предъявлены обвинения по 15 пунктам, включая геноцид, убийство и захват заложников. В обвинительном заключении говорится, что он стремился силой очистить от несербского населения значительную территорию Боснии.
Дэйтонские соглашения 1995 года стали концом Республики Сербской, однако Караджич и Младич еще долгое время могли чувствовать себя в безопасности. Они ушли в подполье только после 2000 года, когда Слободан Милошевич потерял власть по итогам президентских выборов. О скором аресте Караджича и Младича сообщалось неоднократно, однако все операции по их поимке заканчивались безрезультатно.
В конце прошлого года появились сообщения, что Младич ведет переговоры о сдаче, выдвигая вполне конкретные требования - предоставление гарантий безопасности своей семье и сторонникам, которые укрывают его. Хорватский еженедельник Globus писал, что Агентство национальной безопасности Сербии совместно с миротворческими силами Евросоюза (EUFOR) заканчивает подготовку операции по выдаче Младича и Караджича трибуналу. В начале февраля сербская полиция сообщила об аресте бывшего офицера армии Республики Сербской, который помогал скрываться Младичу.
В последнее время Международный трибунал усилил давление на сербское правительство, требуя ареста и выдачи обвиняемых в военных преступлениях. Внимание следователей полностью переключилось на Сербию после того, как в декабре прошлого года был арестован хорватский генерал Анте Готовина - третий человек в розыскном списке трибунала. Карла дель Понте настаивает на выдвижении ультиматума Сербии - задержать Младича до конца февраля или забыть о вступлении в Евросоюз. При этом дель Понте упрекает правительство Австрии, председательствующей в ЕС, в недостаточно жесткой позиции по отношению к сербским властям. Комиссар по вопросам расширения ЕС Оли Ренн в конце февраля должен представить доклад, в котором будет дана оценка сотрудничеству сербского правительства с трибуналом. Ренн предупредил, что переговоры о присоединении Сербии к ЕС могут быть заморожены.
Советник Коштуницы и заместитель председателя правящей сербской партии Владета Янкович признал, что страна переживает критический момент. "Эта проблема должна быть решена, и она будет решена насколько возможно быстро", - заявил Янкович, говоря об аресте Младича. Он назвал его выдачу трибуналу "почти условием выживания". К слову, по данным одной из сербских газет, именно Янкович вел переговоры с Младичем, завершившиеся арестом.
Самый приемлемый вариант для сербского правительства - добровольная сдача Младича за пределами страны. Тем самым сербские власти продемонстрируют необоснованность обвинений в укрывательстве Младича и сумеют избежать сильных волнений среди населения. Сербы в большинстве своем вовсе не разделяют мнение следователей Гаагского трибунала и вполне способны устроить массовые акции в защиту генерала. В случае ареста Младича в Сербии официальные власти вряд ли станут подтверждать эту информацию, пока обвиняемый не будет доставлен в Гаагу. Трибунал также заинтересован в том, чтобы вся операция прошла как можно тише.
Политические условия для выдачи Младича вполне созрели. Помимо переговоров о вступлении в Евросоюз Сербия вовлечена в переговоры о статусе Косово. В обоих случаях сотрудничество с трибуналом даст сербскому правительству дополнительные основания требовать уступок. За десятилетие, прошедшее с момента окончания боснийской войны, страсти вокруг ее главных действующих лиц заметно поутихли. Суд над Милошевичем, продолжающийся с 2001 года, привлекает все меньше внимания. Возможно, сербские власти рассчитывают, что арест Младича также не вызовет слишком бурной реакции. Тем более, что в обмен на его выдачу, по неофициальной информации, трибунал обещает пореже выступать с требованиями ареста Караджича.
Дмитрий Томилов