В Челябинской области дефицит врачей. Больше всего не хватает узких специалистов
Оптимизация расходов системы здравоохранения велась за счет закрытия так называемых неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений, а также повышения зарплат медицинским работникам согласно «майским указам» президента Путина.
Медучреждения начали сокращать, в оставшихся больницах появилось более эффективное медицинское оборудование, расходы на которое для многих регионов оказались неподъемными. Было сложно поддерживать и зарплату медработникам на уровне «майских указов» Путина. Врачи все так же задыхались от объема работы.
В прошлом году провальной назвал реформу здравоохранения Владимир Путин. Он отметил нехватку врачей, на что жаловались многие пациенты.
То есть по стране дефицит врачей ощущался еще до эпидемии. А сейчас коронавирус фактически добивает систему здравоохранения.
В настоящее время в Челябинской области не хватает около 1,4 тысячи врачей. На самом сайте министерства здравоохранения области с 21 мая висит объявление:
Также на работу приглашают средних медицинских работников.
Наибольшая нехватка кадров наблюдается в поликлиниках, где требуются офтальмологи, аллергологи, их дефицит по Челябинской области составляет 20%, хирурги, а также другие узкие специалисты.
«Дефицит преодолевается взаимозаменяемостью, мы пишем заявление и заменяем определенного работника на время его отсутствия» – рассказывает заведующая медико-генетической консультацией городской клинической больницы №1, Ирина Алферова. – «Нам доплачивают за это какие-то 30% от ставки. Недавно мы получили расчетки, и моя коллега чуть истерику не закатила, когда увидела сколько она получила. У нее минимальная ставка в 25.000 и двое детей».
Примечательно, что в Челябинске из 17 генетиков в государственных клиниках принимают всего шесть врачей.
Алферова ведет такие болезни, как фенилкетонурия, лейциноз, гомоцистинурия. Она принимает пациентов со всей области, всего их 150.
«Мы выполняем нормированную нагрузку на ставку: принять 1250 семей в год – это 25 семей в неделю. Однако очень часто мы эту норму перевыполняем, и за это нам никто не доплачивает. Сейчас на август у меня нагрузка выполнена, и я принимаю пациентов, которые записаны на сентябрь и это работа впустую, бесплатно фактически. В августе меня переведут на систему «Барс» (веб-мониторинг здравоохранения) и мне нужно будет заново нарабатывать», – печально рассказывает Алферова.
Почему такой дефицит кадров, врач-генетик говорит свою точу зрения, исходя из личного опыта. По мнению заведующей медико-генетической консультацией, помимо низких зарплат и высокой загруженности, стимулом для врачей уйти в частную клинику являются раздутые, нередко пустяковые жалобы пациентов.
«Ко мне на прием приходила женщина с ребенком. Ей нужно было, чтобы врачи вылечили ее ребенка. Но сама не хотела прикладывать усилий: делать массаж, гимнастику, укреплять мышцы своего ребенка, у которого были выражены признаки тканой дисплазии и задержка моторного развития. Но генетика у него хорошая, просто ребенком надо было заниматься. Женщина писала разного рода жалобы на врачей, которые, как ей казалось, уделяли им мало внимания. Дописалась до того, что из больницы уволились кардиолог и невролог. Из-за таких вот нелепых жалоб мы теряем врачей. Они пишут заявление об увольнении и уходят в частные медцентры.
Что может удерживать врача в условиях высокой рабочей нагрузки и маленькой зарплаты? Почему оставшиеся высококвалифицированные врачи еще не разбежались по частным клиникам?
Возможно, ответ заключается в том, что человеку нужен человек, иначе говоря, пациенты нуждаются во врачах, а врачи в свою очередь, хотят помогать своим пациентам, и работать во благо здоровья людей. Однако когда такой своего рода «симбиоз» нарушается, то почему бы не поберечь свои нервы и не уйти в медцентр, где нагрузки поменьше, зарплата больше, а отношение пациентов более уважительное?
Мы провели небольшой опрос среди группы студентов второго курса Челябинского медицинского колледжа. Из 23 человек учащихся в опросе приняли участие 19 человек. Так вот 17 из них хотят пойти работать в частную клинику.
«На мой взгляд, идти работать в поликлинику сейчас менее актуально, там низкие зарплаты, не всегда качественное оборудование. К тому же там полный беспорядок: много народу, все орут. В частных клиниках, как мне кажется, условия работы лучше: более качественные материалы, приборы, кабинеты, хороший персонал, зарплата выше, используется свой подход к каждому пациенту» – делится своим мнением Ксения. У студентки большие планы: после окончания колледжа она собирается поступать в медицинский университет. Ксения хочет работать с детьми и видит себя в педиатрии.
С одной стороны, это лишь мнение студентов колледжа, в основе их мнения пока не так много практического опыта, им еще долго учиться. Кто-то пойдет в медицинский университет, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, другие найдут себе работу сразу же после получения диплома о среднем медицинском образовании. Третьи могут не пойти в медицину и вовсе (кстати. процент таких выпускников медицинскх образовательных учреждений значителен).
С другой стороны, когда люди, связанные с медициной, пусть пока только на уровне учебы, не хотят работать в бюджетных поликлиниках, стоит задуматься. Студентов-медиков попросту не привлекают предлагаемые условия работы. Молодое поколение хочет приносить пользу, но не хочет вкалывать по схеме 24/7 за гроши. И не готово принимать на скорую руку 25-30, а то и 40 пациентов в день.