Скандальный шельф Vanco
Скандал вокруг украинского шельфа Черного моря и американской компании Vanco набирает обороты и обрастает все новыми и новыми подробностями. Похоже, действующий президент Украины всегда был в курсе событий вокруг этого дела, что не делает ему чести.
Обойти на повороте ExxonMobil
Совокупность начальных суммарных ресурсов углеводородов в Украине эксперты оценивают в 1,53 миллиарда тонн условного топлива. В том числе: северо-западный шельф Черного моря - 604,1 миллиона тонн; континентальный склон и глубоководная впадина Черного моря - 346,0 миллиона тонн; акватория Азовского моря - 324,8 миллиона тонн; Прикерченский шельф Черного моря - 257,0 миллиона тонн условного топлива. На этих акваториях сосредоточено около 30% суммарных ресурсов углеводородов Украины. Как раз вокруг последнего участка и ведется борьба между Vanco International и правительством Украины
Новости об американской компании, штаб-квартира которой базируется в Техасе, мелькают в информационном пространстве уже более двух лет. Когда-то "Подробности" уже писали о приходе Vanco на украинский рынок. Конкурс на разведывание Прикерченского участка шельфа Черного моря проходил 25 марта 2006 года. Кроме Vanco в нем участвовали тогда Hunt Oil, Shell совместно с ExxonMobil, Turkiye Petrolleri A.O. совместно с Alphex One Limited, а также ОАО "Укрнафта". Компания Vanco International Limited (Бермуды), которая является дочерней компанией Vanco Energy Company (создана в 1997-м), его сенсационно выиграла. Напомним, что Vanco была создана для осуществления операций за пределами США, в первую очередь - в Западной Африке. Она участвовала в восьми проектах на глубоководном шельфе Африки на основе заключения соглашений о разделе продукции, при этом в семи проектах она взяла обязательство профинансировать от 75 до 95% от общего объема заявленных инвестиционных программ.
Тогдашний заместитель министра экономики Украины Владимира Игнащенко заявлял: "Компания Vanco представила очень четкий бизнес-план в разрезе как технических, так и финансово-экономических параметров на весь 30-летний период действия соглашения о разделе продукции". Чиновник с огнем в глазах отмечал, что Vanco выгодно отличается от других заявителей тем, что уже приобрела всю имеющуюся геологическую информацию, интерпретировала ее, выявила в пределах Прикерченского участка приоритетные нефтегазоносные структуры, в частности Судак и Тетяево, предварительно оценила объем возможных запасов углеводородов на этих структурах (соответственно, порядка десятков и сотен миллионов тонн) и места их залегания.
Более того, как оказалось, победитель конкурса заявил, что, независимо от результатов трехмерной сейсмики, готов уже в 2007 году начинать разведывательное бурение. Другие же претенденты взяли обязательство выполнить двухмерную, а затем и трехмерную сейсмику, и только после этого решать - будут бурить или же нет.
Интересно, что каждый из участников того конкурса, по словам Игнащенко, получил лучшую оценку хотя бы по одному из 11 критериев. Так, у компании Hunt Oil, по его словам, была очень хорошая заявка. Она включала лучшую программу геологоразведки, в первую очередь с точки зрения ее научной интерпретации, а также лучшие мероприятия по охране окружающей среды. По категории "наибольший международный опыт работы на глубоководном шельфе" победили, конечно же, Shell и ExxonMobil. Турецкая компания Turkiye Petrolleri A.O. предложила лучшие условия раздела продукции. Словом, не было претендента, который бы победил безусловно и по всем номинациям. Но победа досталась Vanco...
Соглашение с Украиной Vanco смогла подписать лишь через полтора года после проведения конкурса. Стороны все никак не могли подписать пресловутое соглашение о разделении энергоресурсов. Американцы пытались перетянуть на себя одеяло и получить более выгодные условия сверх оговоренных в весеннем конкурсе. Так в октябре 2006-го стало известно, что Vanco International не согласна на условия Украины по распределению энергоресурсов (50% на 50%). Vanco хочет получить 60% добытых энергоресурсов. А разработка нефтяных месторождений должна финансироваться по схеме: Украина - 30% и VANCO - 70%.
Шельф для диктатуры демократии
Ко времени подписания соглашения к власти пришла новая команда под руководством премьера Виктора Януковича. Ее представители и подписали соглашение с Vanco 19 октября 2007 года. О проблемах с Vanco в нынешнем правительстве заговорили еще в конце зимы, через 4 месяца после скрепления отношений. В преддверии дня всех влюбленных руководитель Минприроды Георгий Филипчук пригрозил отобрать лицензию у "американцев". Приблизительно в то же время стало известно, что правительство Тимошенко, остро нуждающееся в бюджетных поступлениях для исполнения социальных выплат, решило заняться переделом отечественного рынка нефти и газа.
А 21 марта, накануне приезда в Украину хозяина Белого дома Джорджа Буша нардеп от ПРУ Тарас Черновол заявил: "Сразу после президентских выборов в 2005 году президент Ющенко издал указ с грифом "секретно", который мне удалось получить. Данный указ подразумевал, что без всяких тендеров, предоставили право откровенно бандитской компании, которая финансировала избирательную кампанию Буша, и которую выгнали из Эквадора, и она, по неофициальной информации, которая была в прессе, нанимала киллеров для устранения политиков, которые выступали против работы ее на рынке".
В апреле Vanco выразила обеспокоенность бездействием Межведомственной комиссии по организации заключения и выполнению соглашений о разделе продукции в вопросе утверждения программы работ компании на шельфе Черного моря на 2007-2008 годы. 25 апреля Минприроды аннулировало приказ номер 226 и отозвала лицензию "дочки" американской корпорации Vanco Prickerchenska Ltd. В ответ Vanco начала международную арбитражную процедуру против правительства Украины и заявила, что считает незаконным приказ Минприроды об аннулировании лицензии.
Пока Виктор Ющенко в Британии приглашал местных инвесторов начать свою деятельность в Украине, скандал вокруг Vanco обрастал новыми подробностями. 15 мая Vanco созвал пресс-конференцию. Заявление старшего вице-президента Джеффа Митчелла, сделанное им на пресс-конференции 15 мая, попахивало сенсацией. Как оказалось, инвесторами проекта, вокруг разгорелся весь сыр-бор, являются компания Vanco Energy Company, корпорация "Донбасская топливно-энергетическая компания" (принадлежит Ринату Ахметову), Integrum Technologies Ltd (австрийская "дочка" инвестфонда, реализующая инвестпроекты в СНГ и Восточной Европе), а также компания Shadowlight Investments Ltd российского бизнесмена Евгения Новицкого. По словам Митчелла, доля инвестиций в проект каждой из 4 компаний примерно равна, но точные объемы он не уточнил.
Теперь, когда стало известно о том, с кем 19 октября, в период своеобразного interregnum (Янукович работал на Грушевского с приставкой и.о., а демкоалиции еще не существовало) Украина подписала соглашение, встает ряд вопросов к президенту Украины. Ведь Виктор Ющенко не мог не знать, что правительство Януковича подписывает соглашение с Ахметовым.
Генеральный директор "ДТЕК" Максим Тимченко заявил, что компания получила приглашение участвовать в проекте в конце 2006 года: "Когда формировался пул инвесторов, к нам обратился Deutsche Bank с предложением поучаствовать как финансовый инвестор". Напомним, тогда Vanco тендер на разработку участка причерноморского шельфа площадью 12,96 тысячи квадратных километров (в 13 километрах от Керченского полуострова) уже выиграла, однако соглашение с правительством Украины еще не подписала.
По словам экс-министра ТЭК Ивана Плачкова, Vanco Energy до подписания соглашения имела право менять инвесторов: "Поскольку сумма финансирования проекта значительная, с самого начала предполагалось, что у Vanco будут партнеры. Только определить их состав компания должна была до момента подписания". Таким образом, Виктор Ющенко, присутствовавший на церемонии подписания соглашения 19 октября 2007 года, не мог не знать об этом. Интересно, что, по словам Митчелла, Vanco не называла ранее своих партнеров по проекту, поскольку этого требовало украинское правительство: "Ни в одной стране нам не предъявляли таких требований к конфиденциальности".
Нефтежемчужина в короне SCM
Эта новость вряд ли может удивить знатоков украинской политической кухни. В этот же ряд становятся и желание СП и "ахметовской" части ПР создать широкую коалицию с НУНС, и историю с дополнительной эмиссией акций ахметовского "Днепроэнерго", против которого играет нынешний премьер, и саботирование шельфовых инициатив действующего Кабмина.
О том, что руководство SCM давно и деятельно ищет возможности обеспечения своих заводов энергоносителями в обход государства "Украина" известно давно. Потому и истеричные на первый взгляд заявления Тимошенко о том, что, дескать, Vanco может заняться спекуляцией участков (а прецеденты с участием этой компании уже были) в пользу "Газпрома", все-таки не лишены оснований. Ведь именно с этой российской транснациональной корпорацией связаны попытки Ахметова обезопасить свой энергетический фронт.
Интересно, что на газовом фронте в этом контексте владелец System Capital Management оппонирует не менее известному газовому дельцу Дмитрию Фирташу. Кстати, последний, на фоне неудачи ахметовско-нашеукраинской команды 30 сентября прошлого года, значительно усилил свои позиции в ПРУ, ангажировав введение в президиум партии Сергея Левочкина, Эдуарда Прутника. А вот глава СНБО и человек Ахметова Раиса Богатырева оказалась 16 мая отстранена от должности зампреда фракции "регионалов" в Верховной раде.
Ясно, что Ринат Ахметов не желает покупать ни дорогого российского и немногим более дешевого среднеазиатского газу. Лучше добывать свой. Однако проблема в том, из-за технических сложностей (к примеру, нефтеносный участок шельфа находится на глубине в сотни метров) что самостоятельно никто в Украине добыть газ не сможет. Потому и приходится ангажировать партнеров вроде Vanco.
Понятным теперь оказывается и стремление Юлии Владимировны атаковать Vanco. Ведь сейчас она, выходец из Днепропетровска, воюет против донецкого олигарха – "акционера" ПРУ. В этом контексте довольно неприглядным оказывается участие в подобном деле третьего президента Украины.